06.02.2023
I)
Введение
В
нашем детском саду № 143 комбинированного вида «Золотая рыбка» созданы
оптимальные условия для всестороннего развития и укрепления зрения детей. Наши
педагоги постарались создать максимально комфортные условия, направленные на
развитие дошкольников, с учетом проблем со зрением и их индивидуальными
особенностями.
Данная тема является актуальной в наше
время, так как большое количество детей имеют проблемы со зрением. В наш век
высоких технологий, многие родители позволяют своим детям проводить большое
количество времени перед телевизором или в гаджетах. Быть здоровым –
естественное желание каждого человека. Зрение – самый мощный источник
наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации. И
когда зрение ребенка страдает – это препятствие для изучения и познания
окружающего мира. Поэтому важно проводить профилактические беседы по охране
здоровья зрения.
Проблемой данного исследования
является увеличение патологии нарушения зрения, которые могут привести к
слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании
полноценной функциональной зрительной системы, пагубного влияния дисплеев и
компьютеров на зрение, несвоевременная профилактика зрения, частичное просвещение
родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.
Цель - Укрепление и сохранение зрения детей дошкольного
возраста, пополнение знаний о правилах гигиенического ухода за глазами,
формирование элементарных знаний о назначении органов зрения и его строении.
Задачи исследования:
1)
Показать важность данной проблемы, дать
теоретические знания;
2)
Научить детей бережному отношению к себе,
своему здоровью, своим глазам;
3)
Создание условий для организации
мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции зрения, обеспечивающих
охрану зрения, предупреждение травматизма глаз.
4)
Обеспечение эмоционального настроя детей.
5)
Формирование навыков гигиены зрения у
детей.
6)
Активизировать работу мышц глаз, повышать
остроту зрения, развивать мелкую моторику рук.
7)
Подобрать и разработать дидактический
материал.
Методы исследования:
1)
Наблюдение
2)
Сбор данных
3)
Анкетирование
4)
Опрос
5)
Беседы
6)
Совместная организованная деятельность
7)
Консультации для родителей и педагогов
8)
Создание проблемной ситуации
9)
Интервью
II)
Основная часть
2.1. История изучения зрения
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен
различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо
ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружающего нас мира мы
получаем через глаза, другие называют даже большую цифру – 90%. Произведения
искусства, литературы стали возможны благодаря глазу. Космонавт А. Леонов
отмечал, что в условиях невесомости ни один орган, кроме зрения, не дает
правильной информации для восприятия человеком пространственного положения.
Зрение обеспечивается работой зрительного анализатора,
который состоит из глаза, зрительного нерва и зрительной зоны головного мозга,
расположенной в его затылочной части.
С первых дней жизни ребенок видит окружающий мир, но лишь
постепенно начинает разбираться в том, что видит. Формируется оптическая
система глаза. Это длительный процесс, особенно интенсивен между 1 годом и 5-ю
годами жизни ребенка. В этом возрасте увеличивается размер глаза, вес глазного
яблока, преломляющая сила глаза. Это, естественно, сказывается на изменении
остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции
(преломляющей силе глаза) у детей в дошкольном возрасте. Большинство детей при
рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в возрасте от 3 до 5 лет еще
значительно преобладает над нормальной (эмметропической). И лишь с 6 лет
наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркой рефракцией.
Однако, в возрасте 3 -7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и
близорукая рефракция. По данным многих авторов, число близоруких детей в
дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза. Весьма убедительным
показателем является то, что среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до
20% детей имеют остроту зрения ниже единицы.
Совершенно очевидно, что аномалия рефракции у этих детей приобретена
не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Эти данные говорят о необходимости самого
пристального внимания к зрению детей и максимального расширения
профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда
еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.
(ссылка: https://medinfo.social/fiziologiya_1021_1023/vvedenie-61267.html)
2.2. Причины плохого зрения
Известно, что дефекты зрения формируются
под влиянием многочисленных факторов: внешних (экзогенных) и внутренних
(эндогенных). При этом, во всех случаях определяющими оказываются условия
внешней среды. Их много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет
характер, длительность и условия зрительной нагрузки. Среди внешних факторов в
генезе близорукости большое значение имеет зрительная работа, связанная с
напряжением аккомодационного аппарата глаза. По мнению многих авторов у части
детей – дошкольников наблюдается слабая способность аккомодации (это определяется
недостаточным развитием цилиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации). В
силу этого, детям бывает трудна зрительная нагрузка, особенно, если она
чрезмерна. Много фактов это подтверждает. Доказано, что у детей с хорошо
развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость
под влиянием учебных занятий не наступает, а с плохой устойчивостью - (до 20%)
развивается близорукость уже на первых порах обучения в школе.
Я провела наблюдение в своей группе за
своими одногруппниками и сделала вывод, что большинство детей в свободное время
от занятий не соблюдают правила работы за столом, например, когда рисуют или
играют в настольную игру. Многие стоят спиной к свету, не следят за осанкой, не
делают гимнастику для глаз, не ухаживают за своими очками. В нашей группе почти
половина ребят носят очки для зрения. К нам приходит наш тифлопедагог и
занимается с нами в своем кабинете. Воспитатели на занятиях всегда дают нам
гимнастику для глаз, не превышают положенное время работы, помогают
поддерживать в опрятном виде очки и заботиться об осанке, что тоже является
очень важным для охраны здоровья зрения. Но я очень хочу, чтобы мои друзья
научились и поняли, что зрение – это самый важный орган в нашей жизни и так как
мы в этом году идем в первый класс мы должны знать, как сохранить себе зрение.
(Ссылка
http://dgkb8-chel.ru/zozh/profilaktika-narushenij-zreniya-u-shkolnikov/)
Также я провела в двух подготовительных
группах анкетирование «Что полезно, а что вредно для глаз». Ребята должны были
отметить правильные варианты ответов. Делая вывод из полученных результатов,
некоторые ребята не до конца понимают, что важно для глаз, делают ошибки.
Поэтому моя работа важна, так как я за здоровые глазки и хорошее зрение, и
хочу, чтобы так было у всех. Результаты анкетирования представлены в приложение
№1.
2.3. Профилактика нарушения зрения
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных
занятий, поэтому важен контроль за их длительностью и рациональным построением.
В старшей группе занятие продолжается 25 минут, в подготовительной - 30 минут, это не соответствует
функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей, наряду с
ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы),
наблюдается падение и зрительных функций. Ежедневно повторяющееся снижение
зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию
зрительных расстройств. Это относится к письму, счету, чтению, то есть к
занятиям, требующим напряжения зрения. В связи с этим нужно следовать ряду
рекомендаций:
1) ограничивать длительность занятий, связанных с
напряжением аккомодации глаза (смена разных видов деятельности во время
занятия. Чисто зрительная работа не должна превышать 15 – 20 минут в старшей и
подготовительной группе;
2) переключать внимание детей на виды деятельности, не
связанные с напряжением зрения (пересказ, чтение стихов, дидактические игры).
Если этого сделать нельзя, то можно провести зрительную гимнастику (2-3 мин.),
физкультурную паузу;
3) не чередовать однотипных занятий и занятий, требующих
статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было
связано с двигательной активностью;
4) повышать эффективность 10-минутного перерыва между
занятиями. В данном случае эффективна зрительная гимнастика. Например, подойти
к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. То же самое повторить после
окончания второго занятия. Опыт показывает, что если это несложное упражнение
выполнять ежедневно, то оно поможет восстановить уровень зрительных функций,
временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.
2.4. Содержание проектной деятельности
Моё исследование состоит из 3 блоков:
1) Работа с детьми
2) Работа с педагогами
3) Работа с родителями.
Каждый блог включает
в себя деятельность, которая направлена на профилактику нарушения зрения.
№ |
Вид
деятельности |
Цель |
Участники |
1 |
Анкетирование родителей. |
Выявления знания родителей о
здоровье детей |
Педагоги,
родители, |
2 |
Оформление родительского уголка
«Для вас, родители» памятки по теме проекта. |
Просвещение
родителей по теме «Охрана здоровья зрения» |
Педагоги,
родители, администрация |
3 |
Подбор наглядно-дидактических
пособий, демонстрационного материала для занятий, викторин; природного
материала. |
Организовать совместную
деятельность детей и родителей |
Родители, педагоги, дети. |
4 |
Создание проблемной ситуации для
детей |
Выяснить, что дети знают о зрении
, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать. |
Дети, педагоги |
5 |
Просмотр
мультфильма «Строение глаз» Чтение сказок о
зрение Просмотр научных
фильмов, чтение энциклопедий Посещение
офтальмологического кабинета Анкетирование
детей Интервью с
офтальмологом |
Знакомство со здоровье
сберегающими технологиями для сохранения зрения Знакомство с расположением и
оборудованием кабинета охраны зрения |
Дети. |
6 |
Консультация для педагогов
«Гимнастика для глаз». |
Познакомить с гимнастикой для
глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. |
Педагоги, |
III) Заключение
Можно сделать вывод, что для охраны зрения важен режим дня
в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности –
бодрствования и отдыха, достаточной двигательной активности, максимального
пребывание на воздухе, своевременного и рационального хорошего питания, каждодневного закаливания Систематическое
выполнение всего этого будет способствовать хорошему самочувствию детей,
поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и,
следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развития как отдельных
функций организма, в том числе и зрительных, так и всего организма.
В моём исследование я поняла, что если не уделять особого
внимания к здоровью своих глаз, то это может привести к большим проблемам. И
начинать надо именно с дошкольного возраста. Своим друзьям я дала советы как
следить за своими глазками, ведь кто - то рождается уже с проблемами, а кто -
то зарабатывает их в течение жизни. Мое путешествие в Страну здоровых глаз было
удивительным. Я узнала много нового и интересного. Я за здоровые глазки!
IV)
Список используемой литературы
1)
Аветисов Э.С. , Ковалевский Е.И., Хватова А.В. – В
кн.: Руководство по детской офтальмологии. М., 1987, с 192 – 224.
2)
Плаксина
Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга,
из-во «Адель», 1998.
3)
Микеле
Лауро, Энциклопедия «Хочешь знать почему», 2001, с 152
4)
Большая
детская энциклопедия/Пер. с англ. А. И. Кима и В. В. Демыкина. – М.: ЗАО
«РОСМЭН – ПРЕСС», 2010. – с152
5)
https://medinfo.social/fiziologiya_1021_1023/vvedenie-61267.html
6)
http://dgkb8-chel.ru/zozh/profilaktika-narushenij-zreniya-u-shkolnikov/
V)
Приложение
Приложение 1
Анкетирование детей подготовительной группы №11 и №5. «Что полезно, а
что вредно для глаз»
В анкетирование с помощью пиктограммы приняли участие 37 детей
подготовительных групп.
Исходя из приведенных результатов 70,3%,
что составляет 26 детей допустили ошибки, то есть нет представление о том, что
вредно, а что полезно для глаз.
29, 7 %, что составляет 11 детей показали
отличный результат, отметили правильно картинки.
Рекомендация: проводить профилактические
беседы по охране здоровья зрения, формировать и развивать знания в этой
области.
Приложение 2
Анкета для родителей (12 вопросов)
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей
«Здоровье глаз детей»
В ходе реализации проекта «» Антипиной
Светой и руководителем проекта Черкасовой Натальей Ивановной было
проведено анкетирование родителей на
тему «Здоровье глаз детей».
Цель анкетирования: выявить уровень знаний
родителей о соблюдении охранного зрительного режима , о факторах , влияющих
отрицательно и положительно на зрение детей и т.д.
Охват родителей: опрошено 30
родителей из двух подготовительных к
школе групп детского сада.(группа №10 – общеобразовательная, группа №5 –
комбинированного вида для детей с
нарушением зрения).
Описание анкетирования:
1.На первый вопрос 67% родителей
внимательно следит за состоянием зрения своих детей.
2.На второй вопрос 71% родителей
наблюдаются о офтальмолога 1 раз в год, а 29 % родителей не знают, что 1 раз в
год с 3-х лет надо ежегодно надо наблюдаться у офтальмолога.
3.71% родителей знает, что уже в
младшем школьным возрасте у многих детей есть нарушения зрения.
5.О влиянии соблюдения режима дня
на состоянии зрения знают 71% родителей, 295 не знают.
4. О необходимости защиты глаз
солнцезащитными очками знают 70,3% родителей, а 29,7 % родителей не знают
этого.
6. О пользовании гаджетами детьми
33% родителей ответило, что ежедневно, 37% родителей ответило, что часто, лишь
6% родителей ответило, что редко.
7.Знают, как правильно установить
монитор компьютера - 76,6 % компьютера, а 23,4% родителей не знают.
8. О том на каком расстоянии надо
смотреть телевизор знают 90% родителей, а 10% не знают.
9. О пользовании гаджетами ребенком
в течении дня 63% родителей считают, что ребенок может пользоваться в течении 1
часа, 26,7% родителей считают, что лети могут пользоваться гаджетами 30 минут,
а 0,3% процента не ограничивают своих детей в пользовании гаджетами.
10.97% родителей считают, что
зрение напрямую зависит от качества питания, а 3% считают, что это влияние
незначительно.
11.97% родителей беседовали с
детьми об охране зрения, а 3% родителей не делали этого.
12.79% родителей знают про
гимнастику для глаз, а 29% родителей не представляют, что это такое.
Вывод: По результатам анкетирования
67,3% родителей правильно ответили на вопросы анкеты, 32,7% родителей заполнили
с ошибками.
Спектр информации,
в которой нуждаются родители, достаточно широк: в основном это ознакомление с
мероприятиями по охране зрения, о вредных факторах, влияющих на зрение детей; о
создании условий для профилактических мероприятий по охране зрения.
Рекомендации: разработать рекомендации по охране зрения,
оформить информационные стенды для родителей по охране зрения и памятку.
Приложение 3 «Строение глаза»
Приложение №4 «Памятки для родителей»
Береги зрение смолоду!
Соблюдайте эти несложные правила всей семьей – и причин для обращения к
офтальмологу у вас будет куда меньше!
Не читайте "в
упор". Книгу держите на расстоянии 40 см от глаз. Это
оптимальное расстояние для чтения. Замерьте его и покажите своему ребенку, как
именно он должен читать.
Закаляйте ребенка для того, чтобы он как можно меньше болел. Пусть занимается спортом.
Для глаз хороши все виды спорта, исключающие травмы головы. (Такие травмы могут
привести к отслойке сетчатки или повысить риск развития этого заболевания.)
Ешьте полезные для глаз
продукты: творог, кефир, отварную рыбу, говядину и говяжий
язык, индюшку, крольчатину, морковку, капусту. Из ягод – чернику, бруснику,
клюкву. И обязательно зелень – петрушку, укроп. Для глаз также полезны
поливитамины с микроэлементами, препараты кальция (например, кальций с
витамином D).
Не разрешайте смотреть
телевизор малышам до 3 лет – лишь к этому
возрасту зрение у детей становится нормальным, равным "единице".
Никогда не читайте в
транспорте и не разрешайте делать это детям: постоянно меняющийся фокус плохо влияет на мышцы
глаз.
Если у вашего ребенка
хорошее зрение, ему необходимо делать перерыв в занятиях каждые 15
минут. (Причем отдыхать нужно не перед телевизором! Лучше
подвигаться, сделать гимнастику для глаз.)
Приложение №5 Что такое гимнастика для глаз?
Эти упражнения
обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус глазных
мышц, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают способность к
концентрации взгляда на ближних объектах, повышают способность зрительного
восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует
функциональные дефекты зрения. Если ребенок трет ладошками глаза и жалуется на
усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.
·
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть
спокойно приблизительно 5 секунд.
·
Крепко зажмурить глаза на несколько
секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
·
Вытянуть правую руку вперед, следить
глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо,
вверх-вниз.
·
В среднем темпе сделать 3-4 круговые
движения глазами вправо, затем влево.
·
Сидя, поставить руки на пояс, повернуть
голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
·
Указательными пальцами поделать легкие
точечные массирующие движения верхних и нижних век.
Такую гимнастику для
глаз можно представить ребенку в виде игры уже в два года.
Приложение №6
Работа по профилактике зрения должна проводиться
систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо,
чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами
занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных
видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики
зрения, и родителями.
1.
Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с
координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и
нанизыванию бус.
Эти задания также способствуют формированию
бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для
мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.
При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом
желтые, зеленые, оранжевые, синие.
2. В
отдельную группу были выделены упражнения для активизации работы мышц глаза,
которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.
- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
- Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см
от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить
руку (4-5 раз)
- Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги;
поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову,
посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний
угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
- Посмотреть на вершины деревьев перед окном;
перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или
самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или
стоящий на обочине дороги.
3. игра «Лабиринт».
Ребенку предлагается провести различных сказочных
героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.
4. игровое упражнение: «Веселый контур».
Детям даётся задание по обводке через кальку
контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с
контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что
получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.
5. упражнение: «Силуэт» (используется для развития одновременного
видения ).
Накладывание одного изображения на другое. На листе
белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из
цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные
изображения).
6. игра «Путаница» (используется для развития бинокулярного,
стереоскопического зрения).
Ребенку показывают изображение картины с
различными наложенными друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка
назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице. Назовите
предметы, которые спрятались в чайнике.
7. Упражнение со стереотренером.
Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя
круглыми отверстиями и шарика, прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа
за ручку устройства, необходимо раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть
шариком в каждое отверстие.
8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку
бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.
Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем
взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом
собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.
При таком способе кроме фиксации (имеет место
координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).
9. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной
моторной координации.
Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.
Тренажер «Бабочка»
Тренажер «Бабочки»
Тренажер «Маршруты глаз»
Методика:
1. Слежение глазами по заданной траектории;
2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем
или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.
Это схема зрительно двигательных проекций –
разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения,
профилактики близорукости.
На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз,
каждое упражнение выполняется по 15 раз.
1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево,
вправо.
2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх,
вниз.
3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном
эллипсе.
4. - Движения глазами против часовой стрелки на
эллипсе синем.
5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.
10. Метка на стекле (По Аветисову).
Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц
хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается
рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую
удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.
11. Пальминг (автор У.Бейтс)
Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз
помогает им отдохнуть.
Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого
ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как
раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3
минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.
12. Релаксация – глубокое
мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Для восстановления силы и снятия эмоционального
возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся
на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под
звучание спокойной музыки.
Особый интерес вызывают следующие упражнения:
Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
«Дерево» Исходное
положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.
Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в
дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки
вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как
дерево.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.03.2023
Дата обновления: 16.03.2023
Дата публикации: 06.02.2023