I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о группах комбинированной направленности для детей с нарушением зрения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 143 «Золотая рыбка» комбинированного вида г. Улан-Удэ (далее Положение, МБДОУ Детский сад № 143 ) разработано в соответствии : - с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ, - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г.№ 124-ФЗ (в редакции ФЗ от 30.06.2007 No120-ФЗ). 1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности группы комбинированной направленности для детей с нарушением зрения в МБДОУ Детский сад №143 «Золотая рыбка» 2. Цели и задачи группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения. 2.1. Цель - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для реализации прав детей с ОВЗ и инвалидностью (нарушение зрения) на получение общедоступного дошкольного образования, коррекция нарушений зрения, социализация в обществе. 2.2. Задачи: - своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников; - обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам, имеющим нарушения зрения, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; - обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы; - обеспечение интеграции коррекционно-педагогической помощи и воспитательнообразовательного процесса; - обеспечение социально-бытовой адаптации и самореализации, социально-психологической реабилитации воспитанников, имеющих нарушения зрения, для последующей успешной интеграции в обществе; - профилактика вторичных отклонений в развитии воспитанников; - обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с нарушением зрения. 3 Особенности организации зачисления в группы комбинированной направленности для детей с нарушением зрения 3.1. В группы комбинированной направленности зачисляются здоровые дети и дети с нарушением зрения: слабовидящие, с амблиопией и косоглазием (далее дети с нарушением зрения). Дети с нарушением зрения зачисляются на основании заключения врачебной комиссии и врача офтальмолога учреждения здравоохранения по месту жительства ребенка, в котором рекомендована группа комбинированной направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией, косоглазием (далее детей с нарушением зрения) ; Здоровые дети, в данную группу, зачисляются при наличии свободных мест. 3.2. Прием детей в группу комбинированной направленности осуществляется в соответствии с заявлением родителя (законного представителя) на обучение ребѐнка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования. 3.3. Комплектование групп комбинированной направленности осуществляется по результатам автоматизированного комплектования по заявке руководителя при наличии свободных мест. 3.4. Комбинированные группы комплектуются для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет по возрастам: Вторая младшая- 3-4 года Средняя группа - 4-5 лет; Старшая группа- 5-6 лет; Подготовительная к школе группа – 6-7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастной группы. 3.5. Количество детей в группе комбинированной направленности для детей с нарушением зрения определяется локальным актом учреждения. 3.6. В срок до 1 сентября приказом заведующего утверждается список, зачисленных детей в группу комбинированной направленности на текущий учебный год (с 1 сентября по 31 августа). 3.7. Длительность пребывания воспитанников, имеющих нарушение зрения, в группе комбинированной направленности определяется в соответствии с оценкой эффективности коррекционной работы на основании заключения врача – офтальмолога учреждения здравоохранения, рекомендациями территориальной ПМПК. Оценка эффективности коррекционной работы определяется следующими показателями: – увеличение остроты зрения; – изменение угла косоглазия; – формирование бинокулярного зрения; - освоение ООП ДО и АОП . 4.Организация коррекционной работы в группах комбинированной направленности для детей с нарушением зрения. 4.1.Содержание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения: – осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению (слабовидящие), разработанной для каждого воспитанника данной категории; – строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей, имеющих нарушение зрения, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста. 4.2. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, проводится по рекомендациям врача-офтальмолога, ПМПК, учителя-дефектолога (тифлопедагога), лечебнопрофилактического учреждения, с учетом режима работы ДОУ. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей : - 2 до 3 лет - не более 10 минут; - 3 до 4 лет - не более 15 минут; - 4 -5 лет - не более 20 минут; - 5 – 6 лет - не более 25 минут; - 6 – 7 лет - не более 30 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. 4.3. Основными формами коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, являются: – индивидуальные лечебно–восстановительные процедуры на аппаратах по осуществлению первичной медицинской помощи по офтальмологии; – индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Подгрупповые занятия проводятся с подгруппами детей, которые формируются на основе комплексной диагностики уровня освоения АОП для детей с ОВЗ по зрению с учетом актуального уровня их развития. 4.4. Непосредственная образовательная деятельность осуществляется на: – подгрупповых, фронтальных занятиях в соответствии с расписанием; – индивидуальных занятиях и индивидуальных процедурах на аппаратах плеопто-ортоптостерескопического лечения в соответствии с расписанием; 4.5. Периодичность проведения: – индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий определяется адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ и индивидуальными особенностями воспитанников; – индивидуальных процедур, на аппаратах по осуществлению первичной медицинской помощи по офтальмологии в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. 5. Участники коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в группах комбинированной направленности 5.1. Медицинская сестра-ортоптистка: - Проводит индивидуальные процедуры на аппаратах по осуществлению медицинской помощи по офтальмологии, согласно назначению врача – офтальмолога; - Готовит аппаратуру для проведения индивидуальных процедур по осуществлению медицинской помощи по офтальмологии, следит за исправной работой аппаратов; -проводит мероприятия по профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста; - Ведет необходимую документацию по проведенному лечению, журналы рекомендаций согласно заключению врача - офтальмолога по зрительным нагрузкам детей по группам, осуществляя преемственность между педагогами и специалистами; - Осуществляет отслеживание динамики коррекции нарушения зрения у воспитанников группы для детей с нарушением зрения. Информирует заведующего ДОУ о ее результативности; - контролирует: проведение комплекса коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию нарушения зрения у детей; - контролирует соблюдение правильного ношения очков и окклюзий, выполнения сенсорных тренировок педагогами ДОУ; - Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) ДОУ по проведению комплекса коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию нарушения зрения детей, использованию остаточного зрения воспитанников группы для детей с нарушением зрения; - Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста, дает необходимые рекомендации. Документация медицинской сестры – ортоптистки: - Индивидуальные карты развития ребенка. - Журнал окклюзии; - Журнал выполнения назначений врача. 5.2. Учитель–дефектолог (тифлопедагог) - тифлопедагог совместно с воспитателями, педагогами, медицинским персоналом Учреждения и родителями осуществляет гармоническое, всесторонне воспитание и обучение детей с нарушением зрения; - проводит профилактическую и коррекционную работу с детьми с учетом зрительного диагноза; - координирует деятельность педагогов комбинированной группы для детей с нарушением зрения; - проводит диагностическое обследование детей с нарушениями зрения в начале и конце года; - составляет индивидуальное сопровождение развития ребенка с ОВЗ по зрению; - разрабатывает рекомендации для воспитателей по воспитанию и обучению детей с ОВЗ по зрению; - подбирает и составляет коррекционные задания (для развития глазодвигательных функций, ориентировке в большом и малом пространстве, развития мелкой моторики и др.), с записью их в тетради взаимосвязи специалистов; - проводит консультации для воспитателей и родителей воспитанников; -анализирует динамику развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы. - обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем комбинированной группы, педагогом–психологом, учителем – логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским персоналом и родителями (законными представителями). Документация учителя – дефектолога (тифлопедагога): - Годовой план работы учителя - дефектолога; - Таблица рекомендаций зрительных нагрузок; - Перспективное планирование учителя – дефектолога на полугодие; - Индивидуальная карта развития ребенка; - Тематическое планирование; - Календарное планирование подгрупповой и индивидуальной работы с детьми учителя дефектолога; - Тетрадь взаимосвязи с медицинской сестрой – ортоптисткой; - Тетрадь взаимосвязи с воспитателями; - Циклограмма деятельности учителя - дефектолога; 5.3. Воспитатель комбинированной группы: - создает развивающую предметно–пространственную среду для коррекционной работы в группе для детей с нарушением зрения; - проводит мониторинг освоения ООП ДО и АОП воспитанниками; - планирует и проводит с воспитанниками группы: – образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, чтения и др. – образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; – самостоятельную деятельность детей; – участвует в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; - ведет необходимую документацию по планированию и проведению с воспитанниками группы образовательной деятельности, коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы с ОВЗ обусловленными нарушениями зрения; - взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы по вопросам реализации основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной для детей с ОВЗ; - вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников с нарушением зрения. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности. Документация воспитателя: - тетрадь взаимосвязи с учителем – дефектологом; - таблица рекомендаций зрительных нагрузок детей; - план реализации АОП на каждого воспитанника. 5.4. Музыкальный руководитель: - планирует содержание художественно – эстетической работы по освоению детьми комбинированной группы проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации художественно–эстетической развития воспитанников. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы имеющими нарушения зрения; - проводит мониторинг усвоения содержания художественно–эстетического развития воспитанниками группы; - взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников комбинированной группы по вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы; - ведет необходимую документацию по планированию содержания психолого-педагогической работы по освоению здоровыми детьми ООП ДО и детьми с нарушением зрения АОП по художественно–эстетическому развитию. 5.5. Инструктор по физической культуре: - планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению воспитанниками комбинированной группы для детей с нарушением зрения области «физическое развитие»; - совместно с воспитателем, учителем-дефектологом группы проводит занятия с детьми по физической культуре; - во время проведения занятий по физической культуре обеспечивает безопасность воспитанников, регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников; - проводит совместно с воспитателями, учителем-дефектологом (тифлопедагогом) мониторинг усвоения воспитанниками группы содержания образовательной области ООП ДО и АОП «Физическое развитие»; - взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников комбинированной группы по вопросам реализации ООП ДО и АОП для детей с ОВЗ по зрению; - ведет необходимую документацию по планированию содержания коррекционно – развивающей работы по физическому развитию. 5.6. Учитель-логопед: - Планирует и проводит коррекционную работу по устранению речевых нарушений воспитанников с ОВЗ по зрению (при необходимости); - Взаимодействует с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников с ОВЗ по зрению по вопросам реализации АОП для детей с ОВЗ обусловленными нарушениями зрения. Документация учителя – логопеда: - Годовой перспективный план работы учителя - логопеда; - Циклограмма деятельности учителя - логопеда; - Индивидуальные речевые карты на детей с ОВЗ; - План реализации АОП на детей с ОВЗ (по необходимости); - -Журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий; - Перспективно-календарное планирование индивидуальной и подгрупповой коррекционнологопедической работы с детьми; - Тетрадь взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателями групп и специалистами; - Экран звукопроизношения. 5.7. Педагог-психолог: - Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации ООП ДО и АООП ДО для детей с ОВЗ по зрению. - Взаимодействует с педагогическими работниками МДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников комбинированной группы по вопросам реализации ООП ДО и АОП для детей с ОВЗ по зрению. Документация педагога – психолога: Годовой перспективный план работы педагога – психолога - Циклограмма деятельности педагога – психолога; - План реализации АОП на детей с ОВЗ (по необходимости); - Журнал диагностического обследования; - Журнал учета групповых форм работы; - Журнал индивидуальных форм работы. 5.8. Заведующий МДОУ: - Обеспечивает условия направленные: – на коррекцию нарушения зрения развития воспитанников; – на профилактику вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих нарушение зрения; – на интеграцию коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими нарушение зрения, их социальную адаптацию. - Обеспечивает комплектование комбинированной группы (по результатам автоматизированного комплектования). - Осуществляет контроль за работой комбинированной группы. 5.9. Старший воспитатель: - Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам освоения ООП ДО и АОП для детей с ОВЗ; - Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ (внутрифирменное обучение), педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста; - Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников ДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим ОВЗ; - Организует проведение мониторинга освоения воспитанниками ООП ДО и АОП для детей с ОВЗ. Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы; - Контролирует: - применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей, - соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки, - планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, - планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы нарушением зрения, - динамику коррекции нарушения зрения у воспитанников группы для детей с нарушением зрения. 6. Ответственность сторон 6.1. Учреждение обязано: - создать условия, направленные на профилактику и коррекцию нарушений зрения воспитанников с ОВЗ по зрению; - отслеживать динамику уровня развития детей, освоения основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ по зрению (для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием). - создать условия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 6.2. Родители детей с ОВЗ по зрению должны: - выполнять рекомендации медицинского и педагогического персонала ДОУ; - не пропускать лечение и занятия без уважительной причины (уважительные причины: по болезни, отпуск родителей). 7.3аключительные положения 7.1. Настоящее Положение утверждается приказом заведующего МБДОУ Детский сад № 143 «Золотая рыбка». 7.2. Срок данного Положения не органичен. Данное Положение действует до принятия нового.