Средства обучения и воспитания МБДОУ №143 «Золотая рыбка» Средства обучения и воспитания являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы МБДОУ. Являясь компонентом воспитательно-образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Центры активности детей в групповых комнатах. Образовательная Центры активности Содержание центра (материалы, область оборудование) Познавательное развитие детей 1. Стол для проведения экспериментов. 2. Стеллаж для пособий и оборудования. Познавательно Центр природы и 3. Резиновый коврик. исследовательская науки в групповом 4. Халаты, передники, нарукавники. деятельность помещения 5. Бумажные полотенца. 6. Природный материал (песок, вода, глина, камешки, ракушки, минералы, разная по составу земля, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.). 7. Сыпучие продукты (желуди, фасоль, горох, манка, мука, соль). 8. Емкости разной вместимости, ложки, -центр математического развития -центр сенсорики лопатки, палочки, воронки, сито. 9. Микроскоп, лупы, цветные стекла. 10. Пищевые красители. 11. Аптечные весы, безмен, песочные часы. 12. Технические материалы (гайки, болты, гвозди). 13. Вспомогательные материалы (пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл). 14. Схемы, модели, таблицы с «алгоритмом» выполнения опытов. 15. Игра «Времена года». 16. Календарь природы. 17. Комнатные растения (по программе) с указателями. 18. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки 1.Раздаточный счетный материал (игрушки, мелкие предметы, предметные картинки). 2. Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа. 3. Занимательный и познавательный математический материал, логикоматематические игры («Копилка цифр», счѐтные палочки Кьюизенера, «Шнурзатейник» и др.). 4. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и т.д.) 6. Набор объемных геометрических фигур. 7. «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели). 8. Счеты, счетные палочки. 9. Материалы технологии Воскобовича 1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по всем изучаемым лексическим темам. 2. Разрезные картинки и пазлы по всем изучаемым темам. 3. Кубики с картинками по всем темам. 4. Игра «Составь из частей» для коврографа и магнитной доски по всем темам. 5. «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, чечевицей, мелкими морскими камешками). 6. Массажные мячики разных цветов и размеров. 7. Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов (10 шт.). 8. Флажки разных цветов (10 шт.). 9. Игрушки-шнуровки, игрушкизастежки. 10. Мелкая и средняя мозаики и схемы выкладывания узоров из них. 11. Мелкий и средний конструкторы типа «Lego» и схемы выполнения построек из них. 12. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания. 13. Занимательные игрушки разноцветные. 14 Материалы технологии Воскобовича. Восприятие художественной литературы и фольклора - Центр книги Развитие речи - Центр речевого развития - Центр «Будем говорить правильно» 1. Стеллаж или открытая витрина для книг. 2. Столик, два стульчика, мягкий диван. 3. Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журнала, детские энциклопедии, справочная литература, словари и словарики. 4. Книги по интересам о достижениях в различных областях. 5. Книги, знакомящие с культурой русского , бурятского народа: сказки, загадки, потешки, игры. 6. Книжки-раскраски по изучаемым лексическим темам, книжки-самоделки. 7. Магнитофон, аудиокассеты с записью литературных произведений для детей. 1. Азбука магнитная 2. Рабочие тетради 3. Полка или этажерка для пособий. 4. Пособия и игрушки для выработки направленной воздушной струи (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, природный материал). 5. Сюжетные картинки 6. Настольно-печатные игры 7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. 8. «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов. 9. Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. 10. Игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.). 11. Игры для совершенствования грамматического строя речи («Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За грибами» 13. Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей г.Улан-Удэ и Бурятии 14. Карта родного города Улан-Удэ 15. Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей о городе). 16. Глобус, детские атласы. 17. Игры по направлению «Человек в истории и культуре» («От кареты до ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на мамонта» и др.). 18. Игры по направлению «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» («Можно и нельзя», «Как себя вести?», «За столом») Физическое развитие детей Двигательная - Центр деятельность двигательной деятельности 1. Мячи средние разных цветов. 2. Мячи малые разных цветов. 3. Мячики массажные разных цветов и размеров. 4. Обручи. 5. Канат, веревки, шнуры. 6. Флажки разных цветов. 7. Гимнастические палки. 8. Кольцеброс. 9. Кегли. 10. «Дорожки движения». 11. Мишени (дартц) с набором дротиков и мячиков на «липучках». 12. Детская баскетбольная корзина. 13. Длинная скакалка. 14. Короткие скакалки. 15. Летающая тарелка (для использования на прогулке). 16. Нетрадиционное спортивное оборудование. 18. Детские тренажер из двухколесного велосипеда типа «Малыш». 19. Поролоновый мат. 20. Гимнастическая лестница. 1.Плакаты по правилам безопасности жизнедеятельности 2. Дидактические игры по валеологии. Худождественно-эстетическое развитие детей 1. Восковые и акварельные мелки. Изобразительная -Центр 2. Цветной мел. деятельность изобразительной 3. Гуашевые и акварельные краски. деятельности 4. Фломастеры, цветные карандаши. 5. Пластилин, глина, соленое тесто. 6. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, лоскутки ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка, старые открытки, природные материалы( сухие листья, лепестки цветов, семена, мелкие ракушки и т.п.). 7. Рулон простых белых обоев для коллективных работ (рисунков, коллажей, аппликаций). 8. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты по изучаемым темам. 9. Клейстер. 10. Доски для рисования мелом, фломастерами. 11. Книжки-раскраски «Городецкая игрушка», «Филимоновскаяигрушка», «Гжель», «Хохл ома», «Дымковская игрушка», «Жостово» и т.д. 1. Строительные конструкторы с блоками -центр среднего и мелкого размера. конструирования 2. Тематические строительные наборы «Город», «Мосты», «Кремль». 3. Игра «Логический домик». 4. Нетрадиционный строительный материал (деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных цветов и размеров с крышками и т.п.). 5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки, светофоры и т.п.). 6. Макет железной дороги. 7. Транспорт (мелкий, средний, крупный). 8. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, специальный транспорт). 9. Простейшие схемы построек и «алгоритмы» их выполнения. 10. Мозаика крупная и мелкая и схемы выкладывания узоров из нее. 11. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» с деталями разного размера и схемы выполнения построек. 12. Игра «Танграм». - центр сохранения здоровья ребенка 13. Разрезные картинки (4—12 частей, все виды разрезов), пазлы. 14. Различные сборные игрушки и схемы 15. Игрушки-трансформеры, игрушкизастежки, игрушки-шнуровки. 1. Музыкальные игрушки (балалайки, гармошки, пианино, лесенка). 2. Детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан, погремушки, бубен, детский синтезатор, маракасы, румба, трещотка, треугольник, валдайские колокольчики). 3. «Поющие» игрушки. 4. Звучащие предметы-заместители. 5. Ложки, палочки, молоточки, кубики. 6. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, музыки для детей, «голосов природы». 7. Музыкально-дидактические игры («Спой песенку по картинке», «Отгадай, на чем играю», «Ритмические полоски»). 8. Портреты композиторов (П. Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д. Кабалевский и др.). 9. Большая ширма. 10. Настольная ширма. 11.Стойка-вешалка для костюмов. 12.Настенное зеркало. 13. Костюмы, маски, атрибуты для обыгрывания трех сказок («Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси-лебеди»). 14. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, настольный, перчаточный) для обыгрывания этих же сказок. 15. Аудиокассеты с записью музыкального сопровождения для театрализованных игр Социально-коммуникативное развитие детей 1. Большое настенное зеркало. Коммуникативная - центр сюжетно2. Куклы разных размеров. деятельность ролевых игр 3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол. 4. Предметы-заместители для сюжетноролевых игр. 5. Атрибуты для нескольких сюжетноролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Моряки»). Музыкальная деятельность - Центр музыкальнотеатрализованной деятельности Самообслуживание -центр труда и элементарный бытовой труд 6. Альбомы с сериями демонстрационных картин «Наш детский сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны» 1. Набор инструментов «Маленький плотник». 2. Набор инструментов «Маленький слесарь». 3. Контейнеры с гвоздями, шурупами, гайками. 4. Детские швабра, совок, щетка для сметания мусора с рабочих мест. 5. Контейнер для мусора. 6.Рабочие халаты