Содержание Пояснительная записка Условия реализации программы Структура и содержание программы 1. Первое направление 2. «Краеведение» 3. Второе направление «Бытовая культура народов Бурятии» 4. Третье направление «Традиции и обычаи коренных народов Бурятии» 5. Четвертое направление «Искусство народов Бурятии» Организационный раздел 1.Кадровое обеспечение программы 2.Материально-техническое обеспечение программы 3.Время и сроки реализации программы 4. Организация предметно-пространственной среды. Список использованной литературы Приложения. Приложение №1 – Вариативность планирования Приложение №2 – формы организации детей 1. Пояснительная записка Проблемы поликультурного образования, при котором происходит ознакомление детей с региональными особенностями культуры, являются важными в полиэтническом обществе. В настоящее время перед образованием возникает проблема, как сохранить и передать самобытность культуры подрастающему поколению. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края. Республика Бурятия за свою долгую историю накопила огромный опыт формирования норм, правил поведения, регулирующих совместный труд и жизнь народов, населяющих еѐ, создала своеобразную систему образования, содержание, формы, методы которого закреплены в лучших народных традициях и обычаях, в устном народном творчестве. Приобщение к региональной культуре включает следующие направления: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и желание сохранять и преумножать богатства своего народа. В связи с этим работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей: - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - развитие интереса к обычаям и традициям бурятского и русского народов; - расширение представления об искусстве, живописи, литературе, архитектуре, музыке родного края; - знакомство с государственными символами республики: флагом, гербом, гимном. Важность задач патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как сохранение региональной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям. С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона и родного города. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям малой родины. Программа обеспечивает учѐт специфики образовательной деятельности – реализация программы проходит на основе знакомых детям объектов малой родины и на основе тех объектов, с которыми есть возможность познакомиться в реальных , а так же виртуальных условиях. Дети дошкольного возраста проявляют интерес к истории своего родного города, любят совершать прогулки по городу, посещать краеведческий музей, драматический театр. Чтобы поддержать этот интерес и удовлетворить запросы родителей, образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие» программы «От рождения до школы» была дополнена и расширена задачами программы «Байкальский сундучок»». Программа приведена в соответствие с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и основывается на идеях примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Веракса и Комаровой. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Среди направлений образовательной программы нашего дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественноэстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией. Важно с дошкольного детства формировать в детях духовнонравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. В Законе «Об образовании» Республики Бурятия четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями. В статье 29 «Конвенции о правах ребенка» определено что «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает». Для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды, нами была разработана программа «Байкальский сундучок». Эта программа направлена на изучение родной природы, культурного наследия — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры, что поможет детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей малой Родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане. Цель программы: приобщение детей к материальной и духовной культуре русского и бурятского народов. Задачи программы : 1. Познакомить с историей родного края; 2. Развивать нравственные основы в детях; 3. Воспитывать любовь и уважение к своему родному краю, традициям, обычаям, к родному дому. 4. - повышать интерес детей и родителей к культуре родного края посредством использования информационно-компьютерных технологии; В основу реализации регионального компонента положены следующие принципы: Принцип развивающего обучения. Правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. (Л. С. Выготский). Принцип взаимодействия с социальными институтами. Реализуется в сотрудничестве с семьѐй, районной детской библиотекой, районным краеведческим музеем, музеем доу и т. п. ; Ознакомление с родным краем стало стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам или направлениям. Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ; Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному) ; Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата. Реализация регионального компонента осуществляется в рамках: • непосредственно-образовательной деятельности; • проектной деятельности; • организации взаимодействия всех специалистов ДОУ; • организации взаимодействия с родителями воспитанников; • организации взаимодействия с социумом; • смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях; • организации праздников и досугов и т.д. Задачи регионального компонента интегрируются и решаются через образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Художественное творчество», «Речевое развитие»: Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК) Физическое развитие. Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются: - создание условий в дошкольном образовательном учреждении; - развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (бурятских, русских, украинских, белорусских), спортивных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям; - осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ; - совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры. Социально-коммуникативное развитие. Использование национального регионального компонента в направлении, социально личностного развития ребенка включает: - развитие игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность РБ, мир взрослых людей, формирование представлений о труде, профессиях взрослых, работающих на предприятиях города, детей других национальностей народов Бурятии, родной природы, общественной жизни. обеспечение безопасности детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города. Познавательное развитие. Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются: - воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Бурятия. -формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, культуры познания и интеллектуальной активности, широко использовать возможности народной и музейной педагогик Речевое развитие. - обучение детей двум государственным языкам (русскому и бурятскому) в равных объемах. - ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям бурятского, русского и других народов, проживающих в РБ, устного народного творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам, загадкам. Художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами бурятского, русского, белорусского, украинского музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя: -создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе; - развитие продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в республике. Комплексный подход, проведение интересных нетрадиционных форм работы с детьми: народные праздники, посиделки, посещение музея, музея ДОУ, детской библиотеки, исполнение народных песен, игра на музыкальных инструментах, спортивные состязания, знакомство с декоративноприкладным и изобразительным искусством, являются первой ступенькой к приобщению детей к культуре бурятского и русского народа, к овладению бурятским языком и повышению интереса у детей к истории своего народа. Организация воспитательнообразовательного процесса Одним из условий приобщения к региональной культуре детей дошкольного возраста является, на наш взгляд, использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного приобщения возможен в том случае, если компьютерные учреждения. Но успех этого средства станут значимыми в деятельности ребенка, т.е. будут применяться в общении, игре, посильном труде, конструировании, в художественной и других видах продуктивной творческой деятельности. Это в свою очередь требует создания интерактивных образовательных ресурсов: электронных учебников, электронных пособий, материалов по разным разделам, методических материалов, информационных образовательных технологий, структура которых соотносима с интеллектуальной структурой деятельности ребенка. В основе использования компьютерных технологий лежат идеи С. Пейперта о «саморазвитии детей в условиях определенной специальной среды, формирующей интеллект», активизации процесса обучения и развития «естественным любопытством». Применительно к детской познавательной деятельности, средством которой является компьютер, система может быть обозначена отношением «ребенок-компьютер-цель», где цель понимается как все более развернутый и обобщенный внутренний (психический) образ мира, ориентирующий деятельность, т.е. дающий ее содержание, определенное качество . Приобщение детей дошкольного возраста посредством информационно-компьютерных к региональной культуре Бурятии технологий проходит в следующей последовательности («пошаговости»): 1 шаг использованием Приобщение детей к региональной культуре Бурятии на занятии с интерактивных образовательных ресурсов: электронного пособия, компьютерных игр. 2 шаг - Приобщение детей к региональной культуре Бурятии посредством виртуального мини-музея. 3 шаг - Продуктивная деятельность детей на компьютере. 4 шаг - Мониторинг знаний детей при помощи дидактических компьютерных игр. Возраст детей, на которых рассчитана программа Программа «Байкальский сундучок» ориентирована на детей 3-7 лет. Важнейшим условием формирования ценностных ориентиров у дошкольников является осознанное отношение, переживание и оценка объектов окружающей действительности. Современные дети мало знают о родном крае, особенностях народных традиций. Стало необходимым донести до сознания воспитанников: как можно пробудить в растущем человеке любовь к малой Родине; воспитывать любовь и уважение к родному городу, к детскому саду, к образам, воспитывающим мужество, смелость, героизм, чувство гордости за свой город и желание сохранять и приумножать богатство своего города. Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Дошкольный возраст-период активного познания мира и человеческих отношений. Возрастные особенности детей дошкольного возраста таковы: • Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу. • Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе. • Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям. • С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины. • Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д. • С удовольствием отражает впечатления о городе в деятельности. • Стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного города. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы 1.5. Формы подведения итогов: - Наблюдение процесса формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения к малой родине (родному городу) и чувства принадлежности к ней, -заполнение Карты наблюдения. -Организация выставок детских творческих продуктов. - Создание фотовыставки «Достопримечательности Улан-Удэ». -Праздничное мероприятие, посвященное культурным традициям Бурятии. Структура и содержание программы Программа состоит из четырех направлений. 1. Краеведение 2. Бытовая культура 3. Традиции 4. Искусство Первое направление: «Краеведение» Цель: дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае. Задачи: 1. Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, с символикой и населенными пунктами Бурятии; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, умение устанавливать причинноследственные связи; 3. Воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края; 4. Отработать навыки работы через художественно-творческую деятельность Второе направление: «Бытовая культура» Цель: познакомить детей с традиционно бытовой культурой народов Бурятии. Задачи: 1. Расширять представления об одежде, жилище, пище народов Бурятии, дать понятие о ремеслах и промыслах; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение; 3. Воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Буряти и восхищение их мастерством; 4. Отработать навыки работы через художественно-творческую деятельность Третье направление: «Традиции и обычаи» Цель: познакомить с коренными народами Республики Бурятия и дать представление об их традициях и обычаях. Задачи: 1. Познакомить с обычаями и праздниками народов Бурятии, обогатить представление детей о народных играх; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение; 3. Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Забайкалья; 4. Отработать навыки работы через художественно-творческую деятельность Четвертое направление: «Искусство» Цель: дать первоначальные представления о различных видах искусства и их представителях. Задачи: 1. Углублять и расширять знания детей об известных людях Забайкалья и их творчестве, о декоративно-прикладном искусстве и устном народном творчестве родного края; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение; 3. Воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства; 4. Отработать навыки работы через художественно-творческую деятельность 2.Содержание образовательной деятельности. Перспективное планирование младшая группа сентябрь месяц СоциальноПознавательное Речевое развитие коммуникативное развитие развитие Игра «Моя Игры с песком Потешки, песенки группа» «Здравствуй, песок!», «Кто здесь живет?», Художественно- Физическое эстетическое развитие развитие Игры с песком П/и «Песочный «Солнышко дождик», и дождик» «Ёжик», «Плывут рыбки» октябрь ноябрь декабрь январь феврал ь март Игры с песком «Кто пробежал?», «Дружная семейка» Игры с песком «Где, чей домик?» А.Плещеев «Осень наступила» Развлечение «Новый год к нам пришел» Игра с водой «Кто любит воду?» С.Маршак «Плывет, Рисование плывет кораблик» песком «Елочкакрасавица» Игра «Найди мышку» Развлечение «На лесной лужайке» Игра «Бабушкин двор» Е.Трутнева «Вырастала елка в лесу на горе…» «Наш любимый городок», П/и «Поймай рыбку» «Сагаалган» праздник белого месяца Д/и «Кто любит плавать?» «Мы едем в гости» «Путешествие в сказку» «Мамины лучики» развлечение с родителями «Мы строители» Колыбельные для малышей Сенсорная игра «Песочные прятки» П/и «Чудоогород» Развлечение «Мы построим дом большой» «На что похоже?» «Бабочка красавица» «Отправляемся в поход» мини путешествие с родителями «Чей кораблик лучше?» А.Кольцов «Дуют ветры…» Слушание колыбельных на русском и бурятском языке «Дорожки для Д/и «Помоги зайчат и мышки» белочке найти еѐ запасы» Рисование П/и «Учим «Волшебный плавать мы сад», утят» аппликация «Расцвели цветочки» Экскурсия «Мои помощники» Беседа «Кто к нам приходил?» май апрель Экскурсия «Мой детский сад» Игры с песком и водой «Волшебные камушки», «Кораблики» Игры с песком и водой «Плывут рыбки» октябрь сентябр ь Перспективное планирование средняя группа месяц СоциальноПознавательное Речевое развитие Художествен коммуникативное развитие норазвитие эстетическое развитие Экскурсия по Растительный А.Пушкин «Уж небо Рисование микрорайону мир города осенью дышало…» «Моя родная улица» Экскурсия в этнографический музей Животный мир города И.Бунин «Листопад» Аппликация «Листопад» П/и «Тепло – холодно» П/и «Найди мышку» Физическо е развитие «Собери букет из листьев» «Кто быстрее найдет» ноябрь декабрь январь феврал ь март апрель Растительный мир деревни А.Майков «Осенние листья по ветру кружат Лепка «Домашние питомцы» Народные бурятские игры Проект «Традиции родного народа» Домашние животные Я.Аким «Первый снег» Рисование «В деревне у бабушки» «Что за дерево такое?» «Каляда» Животные Бурятии И.Суриков «Зима» Обрывная «Найди аппликация «В одинаковы лесу» е елочки» Развлечение «Сагаалган» Реки Бурятии И.Токмакова «Ели» Национальный Народные бурятский бурятские костюм игры Проект «Моя семья» Озеро Байкал А.Фет «Мама, глянька из окошка…» Национальный «Какое это русский дерево?» костюм «Кто живет на дереве?» Рыбы Байкала Иллюстрации к рассказам «Кто быстрее найдет» «Цветущий май» Птицы Байкала Составление рассказов о растениях с использованием опорных схем Разучивание стихотворений Рисуем птиц «Угадай, что назову» май «День народного единства» сентябрь меся ц Социальнокоммуникатив ное развитие Экскурсия «Мой микрорайон» С/р игра «Улица, на которой я живу» Заповедные сказки Байкала: «Берлога» Перспективное планирование старшая группа Познавательно Речевое развитие Художественное развитие эстетическое развитие Занятие по экологии «Озеро Байкал» Рассказы эколога Лешего: «Эколог Леший и его соседи», «Зайка серый, зайка белый», «Пышный хвостик» Физич еское развит ие Беседа «Улица, на Рисование П/игра которой я живу» «Бурятский народный «Волк Кубики орнамент», и «Достопримечательно Конкурс творческих ягнята» сти родного города» работ «Моя малая , Родина», гимн движен Республики Бурятия ия народн ых танцев октябрь ноябрь декабрь январь Экскурсия «Этнографическ ий музей народов Забайкалья» С/р игра «Путешествие по микрорайону» Заповедные сказки Байкала: «Полосатая родня» Бурятские народные игры С/р игра «Мы – спортсмены» Заповедные сказки Байкала: «Почему сурки стали черношапочным и» Бурятская сказка «Зима и лето» С/р игра «Новогодний праздник и Рождество» Экскурсия в музей истории Бурятии С/р игра «В гости к бабушке Дулме» Софья Бунтовская «Загадки о животных» Занятие по экологии «Реки нашего города» Рассказы эколога Лешего: «Клыкастые звери», «Медведь», «Волк» Альбом «Символы Республики Бурятия», «Город Улан-Удэ» Рисование «Бурятский ковер», ,»Русское полотенце»,аппликац ия «Бурятский народный орнамент», русские народные песни П/игра «Иголк а, нитка, узелок» Занятие по экологии «Байкал – частица питьевой воды мира» Рассказы эколога Лешего: «Рысь», «Соболь», «Росомаха» Занятие по экологии «Как беречь природу » Рассказы эколога Лешего: «Водяной зверь», «Барсук» Занятие по экологии «Птицы Байкала» Рассказы эколога Лешего: «Олени, рогатые звери тайги», «Изюбрь», «Северный олень» Осень в городе УланУдэ Рисование «Узор на П/игра малахае» «Табун Знакомство с » писателями Бурятии – Анна Виноградова Аппликация «Север нашей Родины Зима в городе УланУдэ Рисование «узор на ичигах», аппликация «Унты для куклы Эржены» П/игра «Бэлэ» Беседа «Традиционные праздники нашей Родины», «Традиции и обычаи бурят и русских» Рисование «Мужской дэгэл», лепка «Матрешки в хороводе», Рождественские вечера П/игра «Ястре би утки» февраль март апрель май Экскурсия в музей Природы Бурятии С/р игра «Как мы празднуем Сагаалган» Занятие по экологии «Рыбы Байкала». Праздник Сагаалган. Рассказы эколога Лешего: «Козуля», «Кабарга» Символы Развлечение Республики «Бабушкин Бурятии сундук» С/р игра (традиции и «Мамины обычаи малой помощники» Родины). Занятие по экологии «Байкальская нерпа» Сюжетный Отражение рассказ по серии русских картинок о традиций в городе Уланнациональном Удэ, костюме. С/р игра «Мы – Занятие по экскурсоводы» экологии «Лекарственны е растения Бурятии» Рассказы эколога Лешего: «Колонок», «Горностай», «Ласка» Тематический Занятие по вечер «Сказки экологии Бурятии» «Экология С/р игра «Мы – Байкала» защитники Досуг Родины» «Участники ВОВ» Рассказы эколога Лешего: «Поучения эколога Лешего» Беседа «Защитники Рисование «Узор на Родины», «Богатыри в дэгэле», колыбельные бурятском т русском песни бурят эпосе»,«Традиции родного края» Альбом «Бурятия», «Россия» П/игра «Ловля тарбага нов» Беседа «Мама – самое дорогое на свете» «Озеро Байкал – жемчужина мира» Рисование «Бурятская народная посуда», лепка «Нерпа» Конкурс творческих работ «Нерпа», песни о маме и бабушке П/игра «Игра в горшки » «Традиции народов Бурятии», «Библия» Дидактическая игра «Народные костюмы», «Пасха» Конкурс стихов бурятских поэтов, рисование «Бурятское жилище – юрта», Лепка «Коняшки», П/игра «Ищем палочк у» «Из чего строят дом?», дидактическая игра «Какие бывают дома в Бурятии» «Труд в огороде» Аппликация «Черемуха в цвету», рисование «Степи родной дыхание» П/игра «Стрел ьба по соломе нным бабкам » январь декабрь ноябрь октябрь сентябрь меся ц Перспективное планирование подготовительная группа СоциальноПознавательное Речевое развитие Художествен коммуникативно развитие ное развитие эстетическое развитие Экскурсия «Мой Занятие по Беседа «Город, в Рисование город Улан-Удэ» экологии «Байкал – котором я живу» «Бурятский Бурятская сказка чудо природы» Кубики народный «Богатырь «Достопримечательн орнамент», Байкал» ости родного Конкурс С/р игра «Город» города» творческих работ «Моя малая Родина», гимн Республики Бурятия Экскурсия Занятие по Альбом «Символы Рисование «Этнографический экологии «Реки, Республики «Бурятский музей народов впадающие и Бурятия», «Город сундук», Забайкалья» вытекающие из Улан-Удэ» аппликация Бурятские бусы Байкала» легенда о «Бурятский бусы Байкале народный С/р игра орнамент» «Путешествие» Традиции бурят в Занятие по Осень на Байкале Рисование спорте (конкурс экологии «Узор на альбомов и «Уникальные малахае» презентаций), свойства воды Знакомство с Бурятская сяазка Байкала.» писателями «Хозяин Ольхона» Бурятии – С/р игра «Мы – Анна спортсмены» Виноградова Аппликация «Север нашей Родины Бурятская сказка Занятие по Зимний вечер на Рисование «Зима и лето» экологии «Живые Байкале «Бурятские С/р игра фильтры ичиги», «Новогодний байкальской воды» аппликация праздник и «Унты для Рождество» куклы Эржены» Экскурсия в музей Занятие по Беседа Рисование истории Бурятии экологии «Птицы «Традиционные «Мужской Бурятская сказка Байкала» праздники нашей дэгэл», лепка «Снег и заяц» Родины», «Традиции «Матрешки в С/р игра «В гости и обычаи бурят и хороводе» к бабушке Дулме» русских» Физическо е развитие П/игра «Волк и ягнята», флэш-моб «УланУдэ» П/игра «Иголка, нитка, узелок» П/игра «Табун» П/игра «Бэлэ» П/игра «Ястреб и утки» февраль Занятие по экологии «Рыбы Байкала». Праздник Сагаалган. Сюжетный рассказ по серии картинок о городе Улан-Удэ, С/р игра «Мы – экскурсоводы» Отражение русских традиций в национальном костюме. Занятие по экологии «Травы Бурятии, которые лечат» Тематический вечер «Гэсэриада – памятник литературы» С/р игра «Мы – защитники Родины» Занятие по экологии «Экология Байкала» Досуг «Дети войны» май апрель март Экскурсия в музей Природы Бурятии Бурятская сказка «Змея и муравьи» С/р игра «Как мы празднуем Сагаалган» Бурятская сказка «Сорока воровка» С/р игра «Мамины помощники» Беседа «Защитники Родины», «Традиции родного края» Альбом «Бурятия», «Символы Республики Бурятия» Развлечение Беседа «Мама – «Бабушкин сундук» самое дорогое на (традиции и обычаи свете» малой Родины). «Озеро Байкал – Занятие по жемчужина мира» экологии «Байкальская нерпа» Рисование «Женский дэгэл», колыбельные песни бурят П/игра «Ловля тарбаганов » Рисование «Бурятская народная посуда», лепка «Бурятская народная посуда» Конкурс творческих работ «Нерпа» «Традиции народов Конкурс Бурятии», «Библия» стихов Дидактическая игра бурятских «Народные поэтов, костюмы» рисование «Бурятское жилище – юрта», Лепка «Конь в жизни бурята», П/игра «Игра в горшки» «Из чего строят дом?», дидактическая игра «Какие бывают дома в Бурятии» «Труд в огороде» П/игра «Стрельба по соломенны м бабкам» Аппликация «Багульник», рисование «Пчелка на ветке черемухи» Конкурс творческих работ по лепке «Всадник на коне» П/игра «Ищем палочку» Уровни усвоения программы Несформированный: Ребенок не проявляет интереса к истории родного края, плохо ориентируется в особенностях родной местности, не знает традиций и обычаев, не называет улицы, памятники архитектуры, не может назвать поэтов, композиторов, художников, затрудняется назвать представителей растительного и животного мира. Не сформирован навык работы на компьютере. Достаточно сформированный: Ребенок имеет представления о родном крае, но запас его знаний недостаточный, проявляет интерес. Свободно ориентируется в представителях растительного и животного мира, но затрудняется назвать художников Забайкалья, поэтов, композитора, их произведения. Недостаточно хорошо владеет знаниями о народных промыслах и умельцах. Проявляет интерес к обычаям и традициям народов. Владеет элементарными навыками работы на компьютере. Сформированный: Ребенок проявляет активный познавательный интерес к особенностям родного края, имеет представления о народных промыслах. Знает традиции и обычаи коренных народов. По памяти может воспроизвести 2-3 стихотворения, назвать художников и их картины, без труда называет улицы и памятники своей малой родины, краевого центра, свободно ориентируется в растительном и животном мире Бурятии. Умеет работать в программе и проявляет творчество в деятельности. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы Воспитатель организует образовательную деятельность в группе, экскурсии, организует предметно пространственную среду в группе, формирует фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов. Осуществляет работу с родителями. Музыкальный руководитель помогает в подборке музыкального сопровождения. Разучивает с детьми песни и танцы, усиливающие эмоциональное восприятие культуры родного края. 3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы Для реализации данной программы в ДОУ созданы следующие условия оснащение предметно-развивающей среды уголками патриотического воспитания, фотовыставками «Права ребенка», «Байкал – Жемчужина Сибири», «Наш город – нам дорог», предметами декоративно-прикладного творчества бурятских умельцев, предметами народного быта; мини-музей «Русская изба», «Бурятская юрта» применение в образовательном процессе наглядно-демонстрационного и раздаточного материала; использование мультимедийного оборудования с подбором видеотеки о Бурятии и г.Улан-Удэ;(виртуальные экскурсии разработка экскурсионных маршрутов; привлечение работников музея и выставочного зала. 3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы Программа рассчитана на четыре года работы с детьми со 2-ой младшей до подготовительной группы (27 недель в год): • 2 младшая группа: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 15 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 15 минут. Общая нагрузка по программе – 405 минут. • средняя группа: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня по 20 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 20 минут. Общая нагрузка по программе – 540 минут. • старшая группа: занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 25 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 50 минут. Общая нагрузка по программе – 1350 минут. • подготовительная группа: занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня по 30 минут. Недельная нагрузка по программе составляет 60 минут. Общая нагрузка по программе – 1560 минут. Данные формы НОД реализуются также в режимных моментах: совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей. Формами организации жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы являются беседы, дидактические игры, сюжетноролевые игры, видео-путешествия, экскурсии, походы, развлечения и т.д. Данная деятельность соответствует требованиям СаНпин. 3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды Для реализации программы во второй младшей и средней группах (3-5 лет) создан уголок «Наш город Улан-Удэ» где представлены: • куклы в бурятских национальных костюмах; • национальные костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения праздников и развлечений; • альбом «Мы путешествуем по городу Улан-Удэ»; • художественные произведения местных авторов • изделия народного промысла; • для детского творчества подготовлена глина, бумага(копировальная, картон, цветная и др.). В старшей группе (5-6 лет) выделено место под уголок «Юный УланУдэнец» где расположены: • государственная символика (герб, флаг Бурятии и России); • оформлены альбомы «Достопримечательности города Улан-Удэ», «Моя семья»; • подобраны сказки, песни на основе фольклора, изделия декоративноприкладного искусства; • подобраны игры народов, проживающих в данной местности; • картотека дидактических игр «Где это растет?», «Где это находится?», «Осторожно дорога!» • для детского творчества (деревянные изделия для росписи, глина, бумага, ножницы, клей и др.); • для проведения национальных праздников и развлечений подобраны национальные костюмы и атрибуты обихода; • для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.); • художественная литература – произведения местных авторов. В подготовительной к школе группе (6-7 лет): уголок «Юный патриот», в котором находятся: государственная символика (герб, флаг и гимн Бурятии, материал для прослушивания (национальная музыка и песни); . дидактические игры «Загадки природы», «На сказочных тропинках» (пазлы), «Веселое домино», «Где это находится»; для двигательной активности детей составлены картотеки подвижных игр разных национальностей; костюмы для сюжетно-ролевых игр, проведения народных праздников и развлечений; для детского творчества сделана подборка материалов (бумага, деревянные изделия, коробочки разной величины и др.); собраны пословицы и загадки, сказки разных национальностей; художественная литература – произведения местных поэтов и художников: И. и П. Мелиховых; альбомы «Моя семья», «Достопримечательности города Улан-Удэ», «Древо семьи» «Песни нашего города», «Праздники», «Национальные костюмы нашего города»; Оформлена выставка «Улицы моего города» Литература: 1. Алагуева, В. Золотая книга о бурятах. [ книга] Алагуева В. Улан – Удэ. Изд-во «Республиканская типография», 2006, 96с 2. Аникин, В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1957. 3. Бардаханова, С.С. Малые жанры бурятского фольклора - Улан-удэ: Бурятское книжное издательство, 1982. 4. Будаев, Ц.Б. Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1973. 5. Буряад арадай оньhон, хошоо yгэнyyд (Бурятские пословицы и поговорки). Сост. И.Н. Мадасон. - Улан-Удэ, 1960. 6. Вардомский, Л.Б., Дергачев, В.А., Регионоведение [Текст].: учебное пособие/ Л.Б.Вардомский, В.А.Дергачев. – М.- ЮНИТИ - ДАНА, 2004. 7. Горвиц, Ю.М., Чайнова, Л.Д. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. 8. Заславская, О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006. 9. Коган, И.Д. «Эта книга без затей про компьютер для детей», М., 2003 10. Князева, О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Изд-во «Детство – Пресс», 2002. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 – Вариативность планирования. 1.Проектирование образовательной работы по программе. Вторая младшая группа Формы работы: Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Сентябрь - Игра – драматизация «Петушок и его семья» -Беседа « Наша дружная семья» -Сюжетно – ролевая игра «Семья» -Изготовление альбома « Где мы отдыхали летом» Октябрь -Чтение стихов о детском саде - Творческая игра «Знакомство с трудом работников д \с» -Рисование « Моя любимая игрушка» -Трудовой десант « Чистота – залог здоровья» (помощь в уборке листьев на территории д \с) Ноябрь -Беседа «Почему я люблю свой дом» -Игра «Какие дома на нашей улице» - Конструирование « Наша улица» -Совместная прогулка с родителями по улицам города Декабрь - Беседа об изменениях в природе Загадки о зиме - Аппликация «Нарядим елочку» -Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» Январь -Прослушивание песен о родном городе -Игра – путешествие «Мой город» - Рассматривание альбома «Памятные места Улан-Удэ» -Экскурсия по городу на автобусе совместно с родителями Февраль -Беседа « Наша Армия» Рассказ о защитниках Отечества -Изготовление подарков для пап и дедушек -Спортивное развлечение «Вместе с папой» Март -Пение песен о маме, чтение стихов -Беседа « Моя мама самая…» -Изготовление подарков маме и бабушке -Семейные посиделки «Вместе с мамой» -Апрель Дид/игра « Не поделили игрушку» -Игра – беседа «Каждой вещи свое место» -Сюжетно – ролевая игра «День рождения Мишутки» -Консультация для родителей «Наши правила» Май -Слушание песен о ВОВ Рассказ о Дне Победы -Изготовление подарков ветеранам =Совместная поездка с родителями к вечному огню Средняя группа Формы работы -Режимные моменты -Совместная деятельность педагога с детьми -Самостоятельная деятельность детей -Совместная деятельность с семьей Формы организации детей -Индивидуальные -Подгрупповые -Групповые Сентябрь -Игра – драматизация «Петушок и его семья» -Инсценировка «Ушки - неслушки» -Беседа « Наша дружная семья» - Дид/игра «В гостях у куклы Антоши» -Сюжетно – ролевая игра «Семья» -Чтение рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения» - Изготовление альбома « Где мы отдыхали летом» - Фотоколлаж «Моя семья» Октябрь -Чтение стихов о детском саде -Беседа «Мой воспитатель», Т -ворческая игра «Знакомство с трудом работников д \с» - Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» -Рисование « Моя любимая игрушка» -Конструирование «Лесенка для Матрешек» -Трудовой десант « Чистота – залог здоровья» (помощь в уборке листьев на территории д \с) - Вечер подвижных игр, Ноябрь -Беседа «Почему я люблю свой дом» -Дид \игра «Где чей дом?» -Игра «Какие дома на нашей улице» - Инсценировка по сказке «Зимовье зверей» -Конструирование «Наша улица» -Сюжетно – ролевые игры «Поликлиника», -«Аптека», «Магазин» Совместная прогулка с родителями по улицам города -Изготовление фотовыставки « Мой дом – моя крепость» Декабрь -Беседа об изменениях в природе -Дид \игра «Зимушка – зима» -Загадки о зиме -Чтение стихов о зиме и зимних явлениях -Аппликация «Нарядим елочку» - Х/Т «Шарики на елку» - Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» -Выставка поделок к Новому году Январь - Прослушивание песен о родном городе -Словесная игра «Закончи фразу» - Игра – путешествие «Мой город» -Показ видеоролика о городе - Рассматривание альбома «Памятные места Улан-Удэ» - Конструирование «Двухэтажные дома» -Экскурсия по городу на автобусе совместно с родителями Февраль -Беседа « Наша Армия» -Рассматривание иллюстраций о военных профессиях -Рассказ о защитниках Отечества -Игра – соревнование «Сильные и ловкие» -Изготовление подарков для пап и дедушек - Конструирование военной техники Спортивное развлечение «Вместе с папой» Март - Пение песен о маме, -чтение стихов Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» -Беседа « Моя мама самая…» -Чтение рассказа «Бабушкины руки» -Изготовление подарков маме и бабушке Х/Т (лепка из пластилина) - «Букет для мамы» -Семейные посиделки «Вместе с мамой» -Конкурс «Шляпное агенство» Апрель -Дид/игра « Не поделили игрушку» -Беседа «Я берегу игрушки и одежду», -Игра – беседа «Каждой вещи свое место» - Подвижные игры «Медведь и пчелы», «Заяц – месяц» -Сюжетно – ролевая игра «День рождения Мишутки» -Ситуация «Можно ли свою игрушку приносить в детский сад?», - Консультация для родителей «Наши правила» Май -лушание песен о ВОВ Чтение книг на военную тематику Л. Кассиля, С. Михалкова, С. Я. Маршака -Рассказ о Дне Победы» -Игра – забава «Попади в цель» -Изготовление подарков ветеранам - Игра «Сильные и ловкие» -Совместная поездка с родителями к вечному огню Старшая группа Формы работы -Режимные моменты с детьми - Самостоятельная деятельность детей -Совместная деятельность с сем -Совместная деятельность педагога с семьей Формы организации детей -Индивидуальные -Подгрупповые -Групповые Сентябрь -Дид/игра « Кто, где живет» (животные родного края) -Беседа «Кто как к зиме готовится в лесу?» -Рассматривание иллюстраций растений и насекомых Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» -Подкармливание птиц на территории детского сада - Экспериментальная деятельность «Помощница вода» -Изготовление альбома (гербария) «Природа нашего края» -Экскурсия в осенний парк Октябрь -Чтение легенды о Байкале. -Дид/игра «Опиши – мы угадаем» (по памятникам города) - Беседа «Чем дорог нам город?» - Изготовление панно из природного материала « Наш герб» Сюжетно – ролевая игра « Мы – гиды» (по слайдам) Экскурсия по памятным местам города Проект «Достопримечательности города» Ноябрь Чтение стихов бурятских поэтов -чтение бурятских сказок Декабрь -Рассказ воспитателя о возникновении отдельных зданий города Составление рассказа « Чем мне нравится это здание?» -Дид/игра «Заколдованный город» -Конструирование центральной площади города - Аппликация обрывная « Мой дом» - Создание альбома рисунков «Улан-Удэ город будущего» Январь -Рассматривание репродукций картин местных художников -Настольная игра «Собери картину» (разрезные иллюстрации) - Слушание муз. произведения Н. Бежиной «Улан-Удэ» -Викторина « Что я знаю о своем городе?» -Конструирование центральной площади Ленина г. Улан-Удэ. -Сюжетно – ролевая игра «Картинная галерея» -Выставка детских рисунков «Я люблю Улан-Удэ» Посещение выставочного зала музея им.Сампилова Февраль -Чтение стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» - Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова -Беседа « Наши папы лучше всех» -Просмотр слайдов «Защитники Родины» -Изготовление поделки «Самолет» в подарок папам и дедушкам -Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» -Проект «Наши защитники» (сочинение о папах или дедушках + фото) -Спортивное развлечение «А ну-ка, мальчики!» Март -Составление рассказа «Моя мама» -Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды - Этюд «Назови ласково» -Игра – драматизация «Найди свою маму» -Коллективное панно «Букет для мам» (флористика) -Рисование «Портрет мамы» Выставка детских рисунков «Мамин портрет» -Конкурс «Шляпное агентство» Апрель -Рассказ воспитателя о знаменитых спортсменах Бурятии. -Рассматривание альбома «Мы ими гордимся» (знаменитые и почетные люди города) =Дид/игра «Опиши – мы угадаем» - Вечер подвижных игр -Посещение ФСК вместе с родителями. -Составление альбома «Наши знаменитые спортсмены» Май -Встреча с фронтовиком -Чтение рассказов о ВОВ Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны Слушание песен о ВОВ -Рисование «Этот день Победы» -Высаживание цветов на аллею детского сада - Оформление альбома «Скажем «нет» войне» -Экскурсия к Вечному огню Подготовительная группа Формы работы =Режимные моменты = Совместная деятельность педагога с детьми -Самостоятельная деятельность детей -Совместная деятельность с семьей Формы организации детей -Индивидуальные -Подгрупповые -Групповые Сентябрь -Дид/игра «Кто, где живет» (животные родного края) - Беседа «Кто как к зиме готовится в лесу?» - Драматизация сказки «Лиса и заяц» -Рассматривание иллюстраций растений и насекомых Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» -Подкармливание птиц на территории детского сада - Экспериментальная деятельность «Помощница вода» Изготовление альбома (гербария) «Природа нашего края» -Экскурсия в осенний парк Октябрь - Чтение легенды о озере Байкал. -Дид/игра «Опиши – мы угадаем» (по памятникам города) -Беседа «Чем дорог нам город?» -Рассматривание книги« «Жемчужина Сибири-озеро Байкал.» -Изготовление панно из природного материала «Наш герб» -Сюжетно – ролевая игра «Мы – гиды» (по слайдам) -Экскурсия по памятным местам города Проект «Достопримечательности города» Ноябрь - Беседа «О чем пишут поэты?» Дид/игра «Доскажи словечко» (по стихам в. Левановского) -Чтение сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» =Рисование иллюстраций к стихам бурятских поэтов - Конкурс детских рисунков «Моя Бурятия» - Конкурс на лучшего чтеца по стихам «Байкал – жемчужина Бурятии» - Совместная поездка с родителями в музей истории города Улан-Удэ. Декабрь -Рассказ воспитателя о возникновении отдельных зданий города Игровое задание «О чем говорят названия» -Составление рассказа «Чем мне нравится это здание?» -Дид/игра «Заколдованный город» -Дид/игра «Догадайся по описанию» -Конструирование «Наш детский сад» -Аппликация обрывная «Мой двор» -Изготовление макета одной из улиц города - Создание альбома рисунков «Улан-Удэ город будущего» -Составление рассказа совместно с родителями «Чем мне нравится это здание?» Январь -Рассматривание репродукций картин местных художников - Настольная игра «Собери картину» (разрезные иллюстрации) Д -ид/игра «Знатоки города» Слушание муз. Произведений об Улан-Удэ - Викторина « Что я знаю о своем городе?» - Сюжетно – ролевая игра «Картинная галерея» Изготовление панно из природного материала «Байкал» -Выставка детских рисунков «Путешествие по Улан-Удэ» -Папка – передвижка «Любимый город» Февраль -Чтение произведений о разных родах войск -Рассматривание картин бурятских и русских художников о богатырях - Беседа «Наши папы лучше всех» -Просмотр слайдов «Защитники Родины» -Изготовление открыток в подарок папам и дедушкам = Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» -Военно-спортивная игра «Будущие защитники» -Проект «С папой в армию» Март -Составление рассказа «Моя мама» -Рассматривание русских костюмов и деталей женской одежды и брятског костюма в сравнении - Этюд «Назови ласково» -Игра – драматизация «Найди свою маму» - Коллективное панно «Букет для мам» (флористика) -Рисование «Портрет мамы» -Выставка детских рисунков «Мамин портрет» Конкурс «Модница» (избросового материала) -Проект «История национальных костюмов семейских и бурят » Апрель -Рассказ воспитателя о знаменитых людях Бурятии. -Рассматривание альбома «Мы ими гордимся» (знаменитые и почетные люди города) -Дид/игра «Опиши – мы угадаем» -Ситуация «Кем я хочу быть?» Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» -Вечер подвижных игр «Эстафеты дружбы» - Общение «Кто работает в городе?» Посещение ФСК вместе с родителями Составление альбома «Наши знаменитые спортсмены» Май -Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из воспитанников) -Чтение рассказов о ВОВ Слушание песен о Великой Победе - Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны -Рисование «Салют Победы» - Экскурсия на плошадь Слаы -Экскурсия в музей ЛВРЗ ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Формы образовательной деятельности детей Формы работы Режимные моменты Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей Формы организации детей Индивидуальные Подгрупповые Групповые Дидактические игры Продуктивная деятельность Проблемные ситуации Игровые упражнения Рассматривание произведений искусства, репродукций Создание коллекций Игры Ситуативные разговоры Проектная деятельность Рассматривание альбомов, книг, фотографий Акции Экскурсии Прогулки Создание семейных альбомов