Цель программы: - Создание условий коррекционно-педагогической работы для всестороннего развития ребѐнка с задержкой психического развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные задачи Программы: - определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР при освоении ими образовательной программы; - осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ЗПР с учѐтом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты; - развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками; - реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ЗПР; - создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка; - оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. В соответствии с Законом РФ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Для коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, осваивающими основную программу совместно с другими детьми, в группах комбинированной и общеразвивающей направленности создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Основной формой работы учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога с ребенком, имеющим задержку психического развития, посещающим группу комбинированной или общеразвивающей направленности, являются индивидуальные занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. Проводятся подгрупповые занятия. Специалисты дошкольных групп осуществляют информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая последних к коррекционно-развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Предусматривается подключение родителей к участию в интегрированных занятиях, присутствие родителей на индивидуальных занятиях с их ребенком, обязательное консультирование родителей специалистами. Коррекционная работа и инклюзивное образование направлены на: - обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; - освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Принципы формирования программы - принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; - принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений; - принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; - принцип соблюдения интересов ребѐнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка; - принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции, развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; - принцип непрерывности: гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению; - принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Основные направления коррекционно-развивающей работы. Диагностическая работа включает: - выявление особых образовательных потребностей ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы; - проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; - изучение развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер и личностных особенностей детей; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей). Коррекционно-развивающая работа включает: - реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательнообразовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учѐтом особенностей психофизического развития; - выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии; - коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; - формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции. Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приѐмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения и воспитания ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья. Информационно-просветительская работа предусматривает: - информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; - проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. В психологических исследованиях по проблеме ЗПР содержатся сведения, позволяющие раскрыть особенности психической деятельности детей с ЗПР, охарактеризовать некоторые аспекты их развития. Ориентировочно-исследовательская деятельность, в целом, имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Замедленный темп формирования целостного образа предметов. Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств, хотя дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях. Для детей с ЗПР характерны недостаточность процесса переработки сенсорной информации и, соответственно, недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Восприятие детей с ЗПР неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений и, поскольку каких-либо нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Существенным недостатком восприятия у детей с ЗПР является значительное замедление процесса переработки, поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «неохваченными». Ребенок с ЗПР воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Различия между детьми с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками становятся все более выраженными по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия. Скорость восприятия у детей с ЗПР становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Еще одной особенностью детей с ЗПР является то, что при одновременном воздействии на ребенка нескольких факторов, затрудняющих восприятие, результат оказывается значительно худшим, чем это можно было бы ожидать, исходя из независимого действия. Особенности восприятия объектов и явлений детьми с ЗПР обусловлены также и нарушением функции поиска. Если ребенку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это отчасти объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребенку быстро обследовать непосредственно окружающее его пространство. Сказывается также отсутствие методичности поиска. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. Память детей с ЗПР также имеет свои особенности. Продуктивность непроизвольного запоминания детей с ЗПР значительно ниже, чем у нормально развивающихся детей, что объясняется несколькими причинами. Основная из них – пониженная познавательная активность. Это отчетливо проявляется на стадии воспроизведения, когда ребенка просят припомнить тот или иной материал, хотя задача запомнить этот материал не ставилась. Из-за неустойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Сниженная целеустремленность мнемической деятельности отчетливо обнаруживается у детей с ЗПР в тех случаях, когда они должны запомнить материал, пользуясь специальными приемами, повышающими эффективность произвольной памяти. При этом дети с ЗПР видят цель деятельности в выполнении некоторых логических операций, которые в действительности являются лишь средством осуществления мнемической задачи. Происходит как бы соскальзывание с цели. Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного. Дети с ЗПР лучше воспринимают материал в виде картинок, чем тот же вербальный материал. Много ошибок допускают дети при опосредованном запоминании. У детей с ЗПР без специального обучения не формируется умение самостоятельно применять приемы рационального запоминания. Детям с ЗПР также характерна недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения и неправомерная актуализация имеющихся знаний. Причиной ошибочных решений часто бывает также неправомерная актуализация родовых понятий, недостаточное владение операцией абстрагирования. Деятельность детей с ЗПР при анализе зрительно воспринимаемых объектов недостаточно целенаправленна: выделение признаков чаще всего ведется без плана. Недостаточный уровень сформированности операций обобщения у детей этой категории отчетливо проявляется при выполнении на группировку предметов по родовой принадлежности. Родовые понятия у них носят диффузный, плохо дифференцированный характер. Процесс актуализации соответствующих родовых понятий существенно зависит от объема конкретного материала, которым оперирует ребенок. Дети с ЗПР часто оказываются в состоянии воспроизвести то или иное понятие лишь после предъявления им значительного числа соответствующих предметов или их изображений. Большинство детей с ЗПР хорошо владеют элементарными формами классификации. Незначительное число допускаемых ошибок объясняется недостаточным вниманием и недостаточной организованностью в процессе работы. Большие трудности испытывают такие дети при выполнении заданий, связанных с классификацией по двум признакам. Недостаточная свобода в мыслительном оперировании зрительными образами является основной причиной трудностей, которые в этом случае испытывают дети с ЗПР. Это также связано с неумением анализировать материал, учитывать его двухэлементарную структуру и с отсутствием способности вести анализ одновременно в двух направлениях. Дети с ЗПР не умеют дифференцировать отношения тождества и сходства. Иногда они подменяют трудную задачу более легкой. Они как бы бессознательно стремятся избежать усилий, связанных с умственным напряжением при решении интеллектуальных задач. Также у детей с ЗПР нет самостоятельных возвращений к нерешенному вопросу основного задания, когда до этого они решали вспомогательную задачу. Таким образом, по основным параметрам мыслительной деятельности дети с ЗПР отстают от своих сверстников. Исследования речи детей с ЗПР показывают, что фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями: нечеткостью произношения ряда звуков, нестойкостью употребления ряда звуков речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции, что, как правило, обусловлено проявлением неврологической патологии – снижением тонуса артикуляционных мышц. Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР разнообразны. Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, а иногда просто ошибочен. У детей этой категории нарушения речи разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровням и требует дифференцированного подхода при их анализе. Дефекты речи у детей с ЗПР проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Поэтому коррекционная работа должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные только им психологические особенности. У детей с ЗПР отмечается значительное своеобразие внимания. Изучение внимания детей с ЗПР имеет значение не только непосредственно для понимания особенностей их познавательных процессов, но может быть показателем умственной работоспособности. В клинических исследованиях особенностей детей с ЗПР указывается на своеобразие их внимания по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. В качестве наиболее характерных особенностей отмечается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей. Недостатки организации внимания обусловлены слабым развитием интеллектуальной активности ребенка, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности. Основные линии развития ребенка с ЗПР: совершенствование общей моторики, развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, формирование систем сенсорных эталонов, опосредованного запоминания, зрительной ориентировки в пространстве, эмоционального контроля, совершенствование наглядно-образного мышления, мыслительных операций словесно-логического уровня, развитие связной речи, коммуникативной функции речи, продуктивной деятельности, норм поведения, соподчинения мотивов, воли, познавательной активности. Вышеназванные линии развития не одинаковы, как по своей природе, так и по своей роли в психическом и социальном развитии ребенка. Каждая из них включается на разных временных этапах развития ребенка и у каждой свой психологический смысл. Однако все они задают тон психофизическому, личностному и социальному развитию ребенка, поэтому при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития, важен их учет. На основании вышеперечисленного определяются образовательные потребности детей с ЗПР. - Во-первых, необходимо учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально организованной постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима. Взрослому нужно постоянно создавать психолого-педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но и к формируемым навыкам межличностного взаимодействия. - Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников. Поэтому при работе с детьми данной категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности. Срок реализации АОП – 1 год. Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности: Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые условия для реализации программы. Содержательный раздел программы подобран с учетом особенностей развития ребенка Распределение обязанностей педагогов и специалистов в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка Педагоги Воспитатели групп Мероприятия и рекомендации по реализации Программы Реализуют Примерную общеразвивающую, базисную программу развития ребенка-дошкольника «От рождения до школы». – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. по следующим образовательным областям: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное конструирование Конструирование из бумаги Художественная литература и фольклор ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Учитель – логопед Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. Формирование связной речи. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма). Содержания работы учителя-логопеда Диагностическая работа включает: - своевременное выявление детей с ОВЗ; - комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей; - изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка с ОВЗ; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребѐнка; - анализ успешности коррекционно- развивающей работы. Коррекционно- развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребѐнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приѐмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; - организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; - коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения; - социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Педагог-психолог Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приѐмов работы с воспитанниками с ОНР; - консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ОНР. Информационно – просветительская работа предусматривает: - различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. Направление работы : Развитие понимания обращенной речи и формирование коммуникативных функций языка Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Стимулирование речевой деятельности. Формирование вербальных и невербальных способов общения. коррекция нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех еѐ сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций; развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции; нормализация просодической системы речи; формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи; развитие фонематического восприятия и звукового анализа; развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук; нормализация лексико-грамматических навыков; Удовлетворение потребности в общении с окружающими; Развитие познавательной деятельности. организует взаимодействие педагогов; оказывает методическую помощь педагогам в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; проводит консультативную работу с родителями. Направления работы Диагностическая работа: - диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективноэмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития); - повторные обследования ребенка в течение года (январь, май); - коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований. Коррекционно-развивающая работа: - проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных); - решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком. Консультативная работа: - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома; - проведение консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей; - обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах. Психопрофилактическая работа: - оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду; - составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка; - изучение медицинской документации на ребенка; - создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений; - подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости. Музыкальный руководитель Инструктор по плаванию На занятиях реализуются в основном традиционные задачи. Ребенок учится слушать музыку, выполнять музыкальноритмические движения, петь, обучается музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах. Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционноразвивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.) Формы организации коррекционно – развивающей деятельности: диагностика актуального уровня развития ребенка; образование и развитие ребенка по программам дошкольного образования: Проведение образовательной деятельности на индивидуальных занятий; Проведение образовательной деятельности в малых подгруппах; консультирование родителей; Формирование и развитие полноценного физического, в том числе двигательного, развития, а также целенаправленные оздоровительные воздействия и формирование основ здорового образа жизни. Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Составляет планы оздоровления детей, планы проведения мониторинга по укреплению и охране здоровья детей. Организует оздоровление и закаливание детей, обучает плаванию. Развивает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Формирует и поддерживает правильную осанку. Развивает физические качества Воспитывать чувство уверенности в себе . Инструктор по физкультуре Консультирует педагогов и семьи воспитанников по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности инструктор по физкультуре реализуется через несколько направлений: I. Работа с детьми II. Взаимодействие с педагогами ДОУ III. Взаимодействие с родителями IV. Взаимодействие с социумом V. Создание предметно-развивающей среды В рамках каждого из направлений используются разнообразные формы работы. Основная задача образовательной области по физической культуре - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания, наряду с образовательными и оздоровительными задачами, решаются специальные коррекционные: - развитие речи посредством движения; - формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; - изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; - формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; - управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет. - совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Предполагаемые формы и условия работы с ребенком (маршрутный лист) Направление работы (специалист) Психологическая помощь (педагог – психолог) Кол-во часов в неделю Время проведения НОД - Понедельник, 50 минут 25 мин – 1. Рабочая программа педагога-психолога Бальжинимаевой Н.А. на 2020-2021 учебный год. индивид. занятие Четверг, 25 минут – индивид. занятие Логопедическая помощь (учитель – логопед) Используемые программы и технологии НОД – Понедельник 50 мин Индивид. занятие . Вторник Индивид занятие Форма проведения занятий Ф.И.О. Специалиста Индивидуальн ые занятия 2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольника «От рождения до школы». – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева, Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. Примерная программа развития ребенка-дошкольника дошкольника «От рождения до школы». – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева Индивидуальн ое занятия ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной с нарушениями речи». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Общеразвивающая 3 часа 20 Смотреть Примерная общеразвивающая, базисная программа Фронтальные, Воспитатели подготовка в группе минут расписание группы развития ребенка-дошкольника «От рождения до школы». – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. подгрупповые занятия 2 групповых занятия – 1 час, Смотреть расписание группы Осокина «Обучение детей плаванию в детском саду». групповое занятие (воспитатель) Оздоровительное плавание (инструктор по физкультуре) 1 индивид. Занятие – 25 мин индивидуально е занятие группы Организация непосредственно образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13. п.12.15. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям ( занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями. Один раз в неделю проводится одно интегрированное занятия. Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей. Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе №11. (пример) Дни недели Понедельник Вторник Образовательная область Познавательное развитие Вид детской деятельности Познавательноисследовательская Вид НОД Время Природа и ребенок. 9.30-9.55 Физическое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Художественноэстетическое Двигательная деятельность Изобразительная деятельность Физкультура 10.50-11.10 Изостудия 15.10-15.35 15.45-16.10 Бассейн Музыка 10.30-10.50 11.00-11.20 12.00-12.25 Конструирование 16.25-16.50 Математика в д/с 9.10-9.35 Познавательное Художественноэстетическое развитие Двигательная деятельность Музыкальнохудожественная деятельность Познавательноисследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Познавательноисследовательская Познавательноисследовательская Изобразительная деятельность 10.00-10.20 Физическое развитие Художественноэстетическое Двигательная деятельность Музыкальнохудожественная Ознакомление с окружающим/ рисование (интегрированное. занятие) Физкультура 16.10-16.35 Музыка 9.30-9.55 Познавательное развитие Среда Четверг Познавательное деятельность Речевое развитие Пятница Развитие речи/нач. гр. 10.20-10.45 Физическое развитие Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность Оздоровительное плавание по подгруппам 15.00-16.00 Познавательное развитие Коммуникативная, игровая, деятельность. 10.20-10.45 10.45-11.05 Физическое развитие Художественноэстетическое Двигательная деятельность Изобразительная деятельность Игры на английском языке (по подгруппам) Физкультура На улице Лепка / аппликация 16.25-16.50 Организация непосредственно образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13. Еженедельно проводится одно интегрированное занятия. Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей. Определенная часть образовательной деятельности осуществляется в процессе режимных моментов, например наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира на прогулке, развитие элементарных трудовых навыков и т.д. Ежедневно отводится время в режиме дня для чтения художественной литературы. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, педагога психолога (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе мониторинга, рекомендаций и заключений ЦПМПК, ПМПк и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. Коррекционные занятия, проводимые учителями-логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по коммуникации в общеобразовательном процессе (для детей-логопатов). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребѐнка. Планируемые результаты освоения Программы Целевые ориентиры освоения программы детьми с ЗПР 1-2 этап обучения Речевое развитие - проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова и жеста; - понимает названия предметов, действий, встречающихся в повседневной речи; - понимает и выполняет элементарные словесные инструкции. - воспроизводит звуко-слоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. Социально-коммуникативное развитие - выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер; участвует в разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает взрослый); - проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; - ориентируется на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушками и т.п.); - может заниматься, не отвлекаясь в течение пяти-десяти минут. Познавательное развитие - составляет схематическое изображение из двух-трех частей; - создает предметные конструкции из двух-четырех деталей; - показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре основных цвета и две-три формы; - выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»); - выполняет постройку из трех-четырех кубиков по образцу, показанному взрослым; - воспринимает и запоминает инструкцию из трех-четырех слов; - усваивает элементарные сведения о мире людей и рукотворных материалах; - знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь); - обладает когнитивными предпосылками различных видов деятельности. Художественно-эстетическое развитие - эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам; - знает используемые в изобразительной деятельности предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойства; - с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Описание образовательной деятельности Обеспечение коррекционного воспитательно-образовательного процесса в учреждении осуществляется воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Использование основной образовательной программы создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Использование коррекционных программ позволяет обеспечивать максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников. Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей дошкольных групп построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу. Образовательная среда обеспечивает возможность развития природы ребенка, приобретения тех или других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр ребенка, посильного для него физического труда, а также удовлетворение всех общественных, научных, эстетических, нравственных запросов. Выстроенная образовательная среда в дошкольных группах способствует созданию условий для цельной и гармоничной жизни каждого ребенка. Взаимодействие педагогов и детей нацелено на осуществление развивающего обучения. Утренний образовательный блок с 7.00 до 9.00 включает в себя: - совместную деятельность воспитателя с детьми; - свободную самостоятельную деятельность детей. Развивающий коррекционно-образовательный блок (с 9.00 до 11.00, с 15.30 до 16.30 в соответствии с учебным планом) Вечерний образовательный блок, продолжительностью с 15.30 до 18.00 включает в себя: - совместную деятельность воспитателя с детьми; - свободную самостоятельную деятельности детей - непосредственно образовательную деятельность в рамках реализации задач коррекционно-развивающей работы. Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», требующая от детей повышенной познавательной активности и умственного напряжения, организуется в первой половине дня. Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» организуются как в первой, так и во второй половине дня (с детьми в возрасте от 3 до 7 лет). Осуществление коррекции недостатков в психическом развитии детей ограниченными возможностями здоровья осуществляется на группе компенсирующей направленности и осуществляется учителем-дефектологом и воспитателями. Выявление у воспитанников речевых проблем обусловило определение в режиме дня детей старшего дошкольного возраста времени для оказания им коррекционной помощи, которая осуществляется учителем-логопедом в рамках логопедического пункта, как в первой, так и во второй половине дня. Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графомоторных навыков, сенсорно - перцептивной деятельности и др. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает: - стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности; - развитие общей и ручной моторики; - развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей; - обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия - развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность); - скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных процессов; - способность к концентрации и к распределению внимания; - готовность к сотрудничеству со взрослым; - стимуляцию речевого развития ребенка. Коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогом-психологом Направления работы Социальнокоммуникативная сфера Развитие речи и коммуникативн ой деятельности: Коммуникативная деятельность Содержание работы - целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); - создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы; - развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексикограмматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; - формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; - стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно - познавательному и внеситуативноличностному общению. Активизировать коммуникативную речь ребенка. Развивать умение учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении. Развивать умение выбирать роль в групповой игре. Ожидаемые результаты Умеет связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетноролевые игры по предварительному замыслу. Умеет планировать предстоящую игру. Умеет входить в роль и удерживать ее до конца игры в соответствии с содержанием роли и сюжетом игры. Умеет выделять правила совместной игры. Сопровождает игру речью, носящей регулирующий и планирующий характер. Уверенно выражает в речевой форме свои основные потребности и желания, обращаясь ко взрослому. Умеет учитывать эмоциональное состояние и слушать другого человека при общении. Умеет выбирать роль в групповой игре. Эмоциональноличностная и волевая сфера Познавательная и интеллектуальная сферы Развитие и коррекция недостатков эмоциональноволевой сферы и формирующейс я личности: - развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; - профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении; - развитие социальных эмоций; - создание условий для развития самосознания и самооценки; - формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера. Различает несколько настроений человека по мимике лица, на картинках/фотографиях, способен дать элементарный анализ жизненной ситуации на картинке. Распознает эмоциональное состояние героев сказок. С помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние персонажей. Выражает свое эмоциональное состояние различными способами. Развитие произвольной регуляции поведения Учить соблюдать правила в играх: в подвижных и сидячих играх с несколькими правилами, при выполнении письменных заданий, а также при выполнении заданий с правилами, действующими последовательно. Обучать работе по слуховой и зрительной инструкции. Обучение приемам саморегуляции. Развитие умения управлять своим дыханием. Соблюдает правила в подвижных и сидячих играх с 2-3мя правилами. Соблюдает правила при выполнении письменных заданий с 1-2 правилами, а также при выполнении заданий с 3-мя правилами, действующими последовательно (удерживает алгоритм выполнения действий). Развитие познавательно й деятельности и целенаправленн ое формирование высших психических функций: Развитие пространствен -ных представлений - развитие сферы образов-представлений; - формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретнопонятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления; - формирование пространственно-временных представлений; - развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; - развитие творческих способностей; - совершенствование мнестической деятельности; - развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков. Способствовать обогащению чувственного опыта по выделению и различению пространственных представлений и отношений между предметами: - закрепление различения и называния пространственных отношений; ориентации в схеме тела; - формирование активной пространственной ориентировки в процессе выполнения целенаправленных действий с предметами; Различает и называет пространственные отношения: в, на, под, рядом, около, между, здесь, там, в середине, впереди, сзади, левое, правое, слова, справа, вверху, внизу. Правильно ориентируется в схеме тела. Выполняет движения с предметами по заданным направлениям - проводить игры, способствующие развитию зрительного и слухового внимания, быстроты реакции, точности движения. Взаимодействие педагога-психолога с родителями ребенка: - получение анамнестических данных о ребенке; - предоставление родителям информации о содержании и эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с ребенком; - проведение индивидуальных консультаций с родителями по следующим вопросам: развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома; - проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей; - обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах; - составление рекомендаций родителям по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка; - создание адекватного представления родителей о возможностях ребенка и возможных способах коррекции имеющихся нарушений; - подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости. Коррекционно-развивающая работа, проводимая учителем-логопедом логопедические занятия подразделяются на : - групповые; - индивидуальные. Проводятся занятия (подрупповые) следующих видов: по накоплению формированию лексико-грамматических категорий -1 занятие в неделю; по развитию связной речи – 1 занятие в неделю по формированию фонетико-фонематических категоий – 2 занятия в неделю ; занятие длится 25 мин. Парциальная программа «Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития» авторов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Специалист Учитель логопед Направления коррекционноразвивающей работы Развитие понимания речи - Развитие артикуляционной моторики: — артикуляционные Задачи Формы организации Показатели достижений Формы оценки результатов работы + сформировано +- в стадии формирования Продолжать совершенствовать понимание устной речи: понимание предложно – индивидуальные падежных конструкций, дифференциация глаголов с различными приставками, понимание грамматических форм. - Понимание предложно – падежных конструкций Совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щѐк, подбирая упражнения в соответствии с дефектом речи. -Сформировалось Понимание грамматических форм. умение правильно выполнять статистические упражнения: Индивидуальные Дифференциация глаголов различными приставками с - не сформировано упражнения Подготовка к постановке гласных звуков Комплекс упражнений Непослушный язычок» Подготовка к постановке звука С Дыхательные упр-я «Сдуй листочек», «Вертушка» «Буря»,загони мяч в ворота»,»Сдуй снежинку»,»Насос». Развитие речевого дыхания Арт.гимнастика «Птенчики», «Лопаточка», «Жало», «Иголочка», «Трубочка», «Змейка», «Качели», «Индюк»,выдоху «Чистим Продолжать учить сильному с зубки», «Лошадка», высунутым языком «Гармошка» в форме «чашечки» слегка примыкающим к верхней губе, не поднимая плеч. Индивидуальные Сформировалось умение дуть высунутым языком в форме «чашечки», слегка прикасаясь к верхней губе, не поднимая плеч. Развитие мелкой моторики и активизация межполушарного воздействия 1. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексическим темам. 2. Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные Сформировалось умение правильно выполнять следующие упражнения: «Мы посуду перемыли», «Шофѐр», «Автобус, троллейбус…», «Птичек стайка», 3. Продолжать активизировать межполушарное воздействие с помощью ранее изученных кинезиологических упражнений. «Бурый мишенька зимой», «Есть у нас на голове», «Солнца луч скользнул в окошко», «Будем летом мы играть», «Строим дом», Работа над слоговой Упражнять в произношении слов во структурой время автоматизации звуков. односложных,двусло жных слов Звукопроизношение 1.Формирование произношения гласных звуков. 2.Постановка, автоматизация звука «с»: в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в начале слова, в конце слова; в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных;в словосочетаниях. 3. Формирование правильного произношения звука «М». в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в начале слова, в конце слова; в Индивидуальные «Ухо – нос», «Лезгинка», Сформировалось умение «Заяц – коза –односложных вилка», произношения и «Гусь – курица – петух», двусложных слов. д/и «Шнуровальный планшет». Индивидуальные - Сформировалось умение правильного произношения звука «л»: в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в начале слова, в конце слова; в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных; в словосочетаниях; - Сформировалось умение правильного произношения звука «ш»: Автоматизация звука в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в начале слова, в конце слова; в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных. Словарный запас Уточнять, обогащать и активизировать словарь: - имя существительное - темы: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты».»Домашние животные и их детеныши», «Части тела человека».»Семья» «Посуда».»Времена года» Понимать,выполнять простые глаголы:. - глагол – действия, обозначающие голосовые реакции животных и птиц; действия, связанные с различной профессиональной деятельностью, приставочные глаголы; действия, связанные с животным и растительным миром; действия, обозначающие чувства, эмоции; в начале слова, в конце слова; в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные 1. Расширился и обогатился пассивный и активный словарь по лексическим темам: «Посуда. Части посуды», «Профессии», «Транспорт», «Зимующие птицы», «Дикие животные и их детѐныши», «Дикие северных и южных «Семья.животные Части тела», стран, их детѐныши», «Наш дом», «Весна», «Лето». 2. Расширился и обогатился глаголам – действиям, обозначающим пассивный и активный словарьи по голосовые реакции животных птиц; действиям, связанные с животным и растительным миром; действиям, обозначающие чувства, эмоции. Грамматический строй речи Учить употреблять в речи: - существительные в И.П. мн.ч; Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные - существительные с числительными по родам; - предлоги (из – за, из – под, с(со)); Связная речь - существительные с ум. и ув. значением; навыки Индивидуаль-Формировать прилагательные и числительные с коммуникативной,познавательной,регулиру ные. существительными. ющей функций речи. Развитие смысловой стороны речи Научилась употреблять в речи: - существительные в И.П. мн.ч; - существительные с числительными по родам; - предлоги (из – за, из – под, с(со)); - существительные с ум. и ув. значением; составлять -Сформировалось прилагательные иумение числительные с существительными - пересказ рассказа с использованием опорных сигналов; - рассказ с элементами творчества по одной сюжетной картине.