I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1.Пояснительная записка На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития. Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ. Индивидуальная адаптированная образовательная программа МБДОУ детский сад № 143 для ребенка с ОВЗ (аутизм) (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249 - Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» - Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» - Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» - Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарноэпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13). - Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с: - Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой МОЗАИКА-СИНТЕЗ М., 2015г. - Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010. 1.2.Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной программы для ребенка с РАС Цель реализации Программы: - исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: -воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений; -развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка; -формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие; -повышать двигательную активность ребенка; -формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социально-адаптивного поведения; -объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества; -взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы Программа построена на следующих принципах: - онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребѐнку с нарушением зрения, построить модель коррекционноразвивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций; - развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с нарушением зрения возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»; - коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно - образовательного процесса; - учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса; - системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы; - психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; - целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях; - вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия; - непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития; - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - гибкого распределения компонентов режима в течение дня. Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников). В ИАОП учитываются: 1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности; 2. Сотрудничество Организации с семьей; 1.4. Особенности развития детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В особой помощи нуждаются дети с аутизмом (от греч. autos — сам), имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Суть нарушения при аутизме заключается в том, что мозг у данного ребенка обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Эти нарушения являются последствиями расстройства у детей эмоционально-волевой сферы. Для них свойственно искаженное психическое развитие, которое охватывает сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы. Причиной аутизма являются органические нарушения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями у беременной женщины. Диагностика аутизма базируется на выделении в большей или меньшей степени основных специфических признаков: • равнодушия, отчужденности (ребенок проявляет полное безразличие к своим сверстникам); • пассивности (ребенок стремится к уединению, не проявляет никакой инициативы, а если проявляет активность, то странную, так как ведет односторонний разговор, не выслушивая ответы); • эхолалии (бессмысленного повторения фраз, слов); • стереотипных действий (повторяющихся, навязчивых движений). У этих детей наблюдаются нарушение речевого развития (речь автономна, эгоцентрична, оторвана от реальности), различные страхи, боязнь телесного и зрительного контактов. Четыре основные категории детей с аутизмом (по классификации О.С.Никольской): К первой категории относятся дети с отрешенностью от внешней среды. Для них характерны наиболее тяжелые нарушения: они не имеют потребности в контактах, не овладевают навыками социального поведения, у них, как правило, не наблюдается стереотипных действий. Они требуют внимания родителей, полностью беспомощны, почти не владеют навыками самообслуживания. В условиях интенсивного психологопедагогического сопровождения эти дети смогут ориентироваться в домашней обстановке, элементарно себя обслуживать. Дети второй категории отвергают внешнюю среду. Они более контактны по сравнению с детьми первой категории. Но страх у них сильнее, чем у других категорий детей с аутизмом. Аффекты, протест вызывают изменения в поведении даже в привычной среде. Считают, что дети уходят от неприятных переживаний посредством аутостимуляции. Это могут быть повторяющиеся движения (перебежки, бег по кругу), сенсорные действия (подергивание уха, закручивание ленточек, нюханье флакончика), речевые стереотипии (повторение фраз, стихов, припевов). Можно предположить, что эти действия вызывают у детей приятные эмоции, они заглушают неприятные впечатления от ближайшего окружения. Некоторые дети болезненно привязаны к матери, не переносят ее отсутствия. В контакты вступают неохотно. Отвечают односложно или молчат. При своевременно организованном психолого-педагогическом сопровождении дети этой группы могут быть подготовлены к обучению по программе общеобразовательной или вспомогательной школы. В третью категорию выделяют детей с замещением внешней среды. Их поведение ближе к психопатоподобному. Возможны немотивированные вспышки агрессии. Дети эмоционально обеднены, но у них более развернутая речь, чем у детей 1-й и 2-й категории, они несколько лучше адаптированы в быту. При своевременном и правильно организованном психолого- педагогическом сопровождении они могут учиться в общеобразовательной школе. Четвѐртая категория. У этих детей менее выражены аутистические признаки. Они усваивают поведенческие штампы. Их настроение зависит от эмоциональных реакций окружающих людей. Такие дети остро реагируют на резкие замечания, пугливы в контактах, пассивны, сверхосторожны, но любят природу, животных, поэзию. Нередко обнаруживают одаренность в какой-то области. Они, как правило, могут обучаться в общеобразовательной школе. Категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее часто проявляющиеся нарушения: • стремление к изоляции, • странности в поведении, • манерность. Дети с РАС требуют взаимодействия медиков и педагогов. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что такие дети нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни, они нуждаются в лечении и обучении одновременно. 1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником индивидуальной адаптированной программы Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с аутизмом. Целевые ориентиры дошкольного образования для ребѐнка с аутизмом Направление Коммуникативно – речевое Сформирована способность зрительного контакта во время общения. Способен к подражанию движений и звуков. Выполняет простую артикуляционную гимнастику с помощью взрослого: улыбается, вытягивает губы трубочкой. Подражает разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, имитирует забавные звуков (буль-булъ, хлопхлоп). Повторяет действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр. Понимает речевые инструкции (задания, требования) и выполняет их. Познавательное Формирование элементарных математических представлений: различает понятия «один-много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предмета разного размера - «большой маленький»; выделяет большой или маленький предмет из группы контрастных по размеру предметов; различает две различные геометрические формы. Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отец), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку; Действует без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами {сжать-разжать губку или резиновый мяч). Действует с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. Понимает свое имя и соотносит с самим собой; называет свое имя. Выражает свои действия и желания одним словом: «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам. Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердоймягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу. Соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту). Звукоподражает. Отвечает на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»). Основные направления коррекционно-развивающей работы. Диагностическая работа включает: - выявление особых образовательных потребностей ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы; - проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; - изучение развития познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер и личностных особенностей детей; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей). Коррекционно-развивающая работа включает: - реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательнообразовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учѐтом особенностей психофизического развития; - выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями; - организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии; - коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; - формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции. Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приѐмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения и воспитания ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья. Информационно-просветительская работа предусматривает: - информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; - проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации АОП – 1 год. График посещения детского сада ребенком: Ребенок посещает старшую комбинированную группу № __ в режиме кратковременного пребывания, понедельник – пятница – 8.00 – 13.00 с организацией питания. Содержание непосредственно образовательной и коррекционно-развивающей деятельности: Программа задает целевые ориентиры и основное содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, показатели развития и базисные характеристики личности ребенка, необходимые условия для реализации программы. Содержательный раздел программы подобран с учетом особенностей развития ребенка Распределение обязанностей педагогов и специалистов в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка Педагоги Воспитатели групп Учитель – логопед Мероприятия и рекомендации по реализации Программы Реализуют Примерную общеразвивающую, базисную программу развития ребенка-дошкольника «От рождения до школы». – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. по следующим образовательным областям: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Художественное конструирование Конструирование из бумаги Художественная литература и фольклор ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья: Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале. Формирование связной речи. Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма). Содержания работы учителя-логопеда Диагностическая работа включает: - своевременное выявление детей с ОВЗ; - комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей; - изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка с ОВЗ; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребѐнка; - анализ успешности коррекционно- развивающей работы. Коррекционно- развивающая работа включает: - выбор оптимальных для развития ребѐнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приѐмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; - организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; - коррекцию и развитие высших психических функций; - развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения; - социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа включает: - выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса; - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приѐмов работы с воспитанниками с ОНР; - консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ОНР. Информационно – просветительская работа предусматривает: - различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. Направление работы : Развитие понимания обращенной речи и формирование коммуникативных функций языка Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым. Стимулирование речевой деятельности. Формирование вербальных и невербальных способов общения. коррекция нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех еѐ сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций; развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции; Педагог-психолог Музыкальный руководитель нормализация просодической системы речи; формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи; развитие фонематического восприятия и звукового анализа; развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук; нормализация лексико-грамматических навыков; Удовлетворение потребности в общении с окружающими; Развитие познавательной деятельности. организует взаимодействие педагогов; оказывает методическую помощь педагогам в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; проводит консультативную работу с родителями. Направления работы Диагностическая работа: - диагностика уровня психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка (обследование аффективноэмоциональной и социально-личностной сферы, сформированности коммуникативных и игровых навыков, уровня познавательной активности и моторного развития); - повторные обследования ребенка в течение года (январь, май); - коррекция индивидуальной программы работы с ребенком по результатам диагностических обследований. Коррекционно-развивающая работа: - проведение коррекционно-развивающих игровых занятий (подгрупповых, групповых и индивидуальных); - решение проблем взаимодействия в диаде родитель-ребенок, обучение родителя эффективным техникам взаимодействия с ребенком. Консультативная работа: - проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома; - проведение консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей; - обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах. Психопрофилактическая работа: - оказание помощи ребенку и семье в период адаптации к условиям пребывания в детском саду; - составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка; - изучение медицинской документации на ребенка; - создание адекватного представления родителей о диагнозе, возможностях ребенка и возможных способах коррекции нарушений; - подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости. На занятиях реализуются в основном традиционные задачи. Ребенок учится слушать музыку, выполнять музыкальноритмические движения, петь, обучается музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах. Инструктор по плаванию Инструктор по физкультуре Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционноразвивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.) Формы организации коррекционно – развивающей деятельности: диагностика актуального уровня развития ребенка; образование и развитие ребенка по программам дошкольного образования: Проведение образовательной деятельности на индивидуальных занятий; Проведение образовательной деятельности в малых подгруппах; консультирование родителей; Формирование и развитие полноценного физического, в том числе двигательного, развития, а также целенаправленные оздоровительные воздействия и формирование основ здорового образа жизни. Планирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Составляет планы оздоровления детей, планы проведения мониторинга по укреплению и охране здоровья детей. Организует оздоровление и закаливание детей, обучает плаванию. Развивает опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Формирует и поддерживает правильную осанку. Развивает физические качества Воспитывать чувство уверенности в себе . Консультирует педагогов и семьи воспитанников по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности инструктор по физкультуре реализуется через несколько направлений: I. Работа с детьми II. Взаимодействие с педагогами ДОУ III. Взаимодействие с родителями IV. Взаимодействие с социумом V. Создание предметно-развивающей среды В рамках каждого из направлений используются разнообразные формы работы. Основная задача образовательной области по физической культуре - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания, наряду с образовательными и оздоровительными задачами, решаются специальные коррекционные: - развитие речи посредством движения; - формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; - изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; - формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; - управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет. - совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Предполагаемые формы и условия работы с ребенком (маршрутный лист) Направление работы (специалист) Психологическая помощь (педагог – психолог) Кол-во часов в неделю Время проведения НОД - Понедельник , 50 минут 25 мин – индивид. занятие четверг, 25 минут – индивид. занятие Логопедическая помощь (учитель – логопед) НОД – Понедельник 50 мин Индивид. занятие . Используемые программы и технологии 1. Рабочая программа педагога-психолога Бальжинимаевой Н.А. на 2020-2021 учебный год. Форма проведения занятий Индивидуальн ые занятия 2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования дошкольника «От рождения до школы». – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 3. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева, Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. Примерная программа развития ребенка-дошкольника дошкольника «От рождения до школы». – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми Индивидуальн ое занятия Подгрупповые занятия Ф.И.О. Специалиста Вторник Индивид занятие Четверг подгрупповое занятие нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной с нарушениями речи». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Четверг Индивидуальное занятие Пятница Подгрупповое занятие Общеразвивающая подготовка в группе 3 часа 20 минут Смотреть расписание группы Примерная общеразвивающая, базисная программа развития ребенка-дошкольника «От рождения до школы». – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Фронтальные, подгрупповые занятия 2 групповых занятия – 1 час, Смотреть расписание группы Осокина «Обучение детей плаванию в детском саду». групповое занятие (воспитатель) Оздоровительное плавание (инструктор по физкультуре) 1 индивид. Занятие – 25 индивидуально е занятие Воспитатели группы мин Организация непосредственно образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13. п.12.15. Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям ( занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями. Один раз в неделю проводится одно интегрированное занятия. Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей. Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе № 6. Дни недели Понедельник Вторник Образовательная область Познавательное развитие Вид детской деятельности Познавательноисследовательская Вид НОД Время Природа и ребенок. 9.30-9.55 Физическое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Художественноэстетическое Двигательная деятельность Изобразительная деятельность Физкультура 10.50-11.10 Изостудия 15.10-15.35 15.45-16.10 Двигательная деятельность Музыкальнохудожественная деятельность Бассейн 10.30-10.50 11.00-11.20 12.00-12.25 Музыка Познавательное развитие Среда Познавательное Познавательное Художественноэстетическое развитие Четверг Физическое развитие Художественноэстетическое Физическое развитие Двигательная деятельность Музыкальнохудожественная деятельность Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность Познавательное развитие Коммуникативная, игровая, деятельность. Физическое развитие Художественноэстетическое Двигательная деятельность Изобразительная деятельность Речевое развитие Пятница Познавательноисследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Познавательноисследовательская Познавательноисследовательская Изобразительная деятельность Конструирование 16.25-16.50 Математика в д/с 9.10-9.35 Ознакомление с окружающим/ рисование (интегрированное. занятие) Физкультура 10.00-10.20 16.10-16.35 Музыка 9.30-9.55 Развитие речи/нач. гр. 10.20-10.45 Оздоровительное плавание по подгруппам 15.00-16.00 Игры на английском языке (по подгруппам) Физкультура На улице Лепка / аппликация 10.20-10.45 10.45-11.05 16.25-16.50 Организация непосредственно образовательной деятельности регламентируется пп. 11.10 – 11.13;12.5;12.7 СанПиН 2.4.1.3049-13. Еженедельно проводится одно интегрированное занятия. Деятельность организованного характера в течение дня чередуется со свободной деятельностью или отдыхом детей. Определенная часть образовательной деятельности осуществляется в процессе режимных моментов, например наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира на прогулке, развитие элементарных трудовых навыков и т.д. Ежедневно отводится время в режиме дня для чтения художественной литературы. Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда, педагога психолога (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе мониторинга, рекомендаций и заключений ЦПМПК, ПМПк и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. Коррекционные занятия, проводимые учителями-логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по коммуникации в общеобразовательном процессе (для детей-логопатов). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребѐнка. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.Описание образовательной деятельности Обеспечение коррекционного воспитательно-образовательного процесса в учреждении осуществляется воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Использование основной образовательной программы создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Использование коррекционных программ позволяет обеспечивать максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников. Образовательное пространство обеспечения жизнедеятельности детей дошкольных групп построено таким образом, что каждый ребенок чувствует себя членом общества, стремящегося стать все более совершенным, содействует общественному воспитанию, развитию у них уважения к правам другого и способности к общему творческому делу. Образовательная среда обеспечивает возможность развития природы ребенка, приобретения тех или других знаний и навыков, развитие и обогащение свободных игр ребенка, посильного для него физического труда, а также удовлетворение всех общественных, научных, эстетических, нравственных запросов. Выстроенная образовательная среда в дошкольных группах способствует созданию условий для цельной и гармоничной жизни каждого ребенка. Взаимодействие педагогов и детей нацелено на осуществление развивающего обучения. Утренний образовательный блок с 7.00 до 9.00 включает в себя: - совместную деятельность воспитателя с детьми; - свободную самостоятельную деятельность детей. Развивающий коррекционно-образовательный блок (с 9.00 до 11.00, с 15.30 до 16.30 в соответствии с учебным планом) Вечерний образовательный блок, продолжительностью с 15.30 до 18.00 включает в себя: - совместную деятельность воспитателя с детьми; - свободную самостоятельную деятельности детей - непосредственно образовательную деятельность в рамках реализации задач коррекционно-развивающей работы. Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», требующая от детей повышенной познавательной активности и умственного напряжения, организуется в первой половине дня. Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» организуются как в первой, так и во второй половине дня (с детьми в возрасте от 3 до 7 лет). Осуществление коррекции недостатков в психическом развитии детей ограниченными возможностями здоровья осуществляется на группе компенсирующей направленности и осуществляется учителем-дефектологом и воспитателями. Выявление у воспитанников речевых проблем обусловило определение в режиме дня детей старшего дошкольного возраста времени для оказания им коррекционной помощи, которая осуществляется учителем-логопедом в рамках логопедического пункта, как в первой, так и во второй половине дня. Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графомоторных навыков, сенсорно - перцептивной деятельности и др. На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает: - стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности; - развитие общей и ручной моторики; - развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей; - обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия - развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность); - скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных процессов; - способность к концентрации и к распределению внимания; - готовность к сотрудничеству со взрослым; - стимуляцию речевого развития ребенка. 2.2. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с аутизмом Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с аутизмом являются индивидуальные занятия с учителемдефектологом (логопедом) продолжительностью 15-20 минут, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-дефектолога (логопеда), педагога - психолога, воспитателей, инструктора по адаптивной физкультуре. Цель коррекционной работы – это максимальная коррекция и компенсация психических процессов и познавательных способностей ребенка с аутизмом; развитие социально-коммуникативных навыков и ориентировки в пространстве приближенными к возрастным нормативам. В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи: системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы; сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития; систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению; интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия; использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности. 2.3. Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая учителем-дефектологом Направление Познавательное развитие Разделы, цели и задачи Сенсорное развитие Количество: продолжать учить группировать предметы по общим признакам: по форме, размеру, имеющих одинаковый цвет (все мячи – круглые, эти – все красные, эти – все большие…). Величина: продолжать закреплять представления о предметах контрастных размеров (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи). Продолжать учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы по принципу «такой - не такой». Форма: продолжать учить различать предметы по форме: кубик, кирпичик, шар. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Цвет: продолжать знакомство с тремя основными цветами: красный, желтый, синий; знакомить с зеленым. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – низу, впереди – сзади. Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом знакомить с деталями – кубик, кирпичик, шарик Ознакомление с окружающим миром Закреплять представление о предметах окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д.). Продолжать учить узнавать предметы в ближайшем окружении и на картинках, показывать, личные вещи. Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость), со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками). Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет – не тонет, рвется – не рвется). Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда – мебель и т.п.) Речевое развитие Развитие слухового внимания и восприятия. Продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие. Развитие понимания речи. Продолжать развивать понимания речи: - понимание конкретных слов и обиходных выражений; - понимание однословного предложения; - понимание вопросов: «Куда? Где? Откуда? Что? Кому? Откуда? Для кого?»; - понимание целостных словосочетаний, подкреплѐнных наглядным предметным действием; - понимание двухсловного предложения. Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Продолжать формировать направленность к собеседнику и речевую позу. Продолжать формировать целостное речевое движение. Формирование подвижности органов речи. Продолжать формировать голос. Продолжать формировать речевой выдох. Продолжать развивать подвижность органов речи. Развитие экспрессивной речи. Накопление пассивного словаря. Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий. Развитие навыков словообразования и словоизменения Формирование грамматического строя речи. Коррекционно-развивающая работа, проводимая педагогом-психологом Цель: развитие понимания обращенной речи, наполнение и активизация словарного запаса, формирование простой фразы; коррекция и развитие познавательной деятельности. Основные этапы работы: 1. Первичный контакт. опровождение игры речевым комментарием педагога). 2. Первичные учебные навыки. Организация занятий и рабочего места. Работа над опорными коммуникативными навыками. поведения. довательность действий по подготовке к занятию. 3. Работа над указательным жестом и жестами «да», «нет». Развитие понимания речи Эмоционально смысловой комментарий: 1. Должен быть привязанным к опыту ребенка. 2. Должен вносить смысл во внешнюю активность ребенка, в его аутостимуляцию. 3. Должен расставлять положительные «эмоциональные акценты» в окружающем, фиксируясь на приятных для ребенка ощущениях и сглаживая по возможности неприятные. 4. Должен прояснять причинно – следственные связи, давать ребенку представление об устройстве предметов и сути явлений. 5. Должен передавать смысл житейских событий, их зависимость друг от друга и от человеческих отношений, от социальных правил. 6. Должен давать аутичному ребенку представления о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях. 7. Должен быть развернутым и подробным. Развитие возможности активно пользоваться речью 1. Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого. 2. Провоцирование ребѐнка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции. 3. Повторение за ребѐнком и обыгрывание его звуковых реакций, в том числе и вокальные аутостимуляции. 4. Развитие артикуляторного праксиса. 5. Вызывание звуков: __________________________ –ку, би–би) 6. Формирование структуры простого предложения. 7. Формирование грамматического строя речи. 8. Формирование распространенного предложения. 9. Формирование монологической речи. Направления работы Социальнокоммуникативная сфера Развитие речи и коммуникативн ой деятельности: Содержание работы - целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); - создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы; - развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексикограмматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; - формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; - стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно - познавательному и внеситуативноличностному общению. Ожидаемые результаты Умеет связывать в игре несколько действий в их логической последовательности, проводить сюжетноролевые игры по предварительному замыслу. Умеет планировать предстоящую игру. Умеет входить в роль и удерживать ее до конца игры в соответствии с содержанием роли и сюжетом игры. Умеет выделять правила совместной игры. Сопровождает игру речью, носящей регулирующий и планирующий характер. коммуникативную речь ребенка. Уверенно выражает в речевой форме свои основные Коммуникатив- Активизировать Развивать умение учитывать эмоциональное состояние и потребности и желания, обращаясь ко взрослому. ная слушать другого человека при общении. Развивать умение Умеет учитывать эмоциональное состояние и слушать деятельность выбирать роль в групповой игре. Эмоциональноличностная и волевая сфера Познавательная и интеллектуальная сферы Развитие и коррекция недостатков эмоциональноволевой сферы и формирующейс я личности: - развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; - профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении; - развитие социальных эмоций; - создание условий для развития самосознания и самооценки; - формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера. Развитие произвольной регуляции поведения Учить соблюдать правила в играх: в подвижных и сидячих играх с несколькими правилами, при выполнении письменных заданий, а также при выполнении заданий с правилами, действующими последовательно. Обучать работе по слуховой и зрительной инструкции. Обучение приемам саморегуляции. Развитие умения управлять своим дыханием. другого человека при общении. Умеет выбирать роль в групповой игре. Различает несколько настроений человека по мимике лица, на картинках/фотографиях, способен дать элементарный анализ жизненной ситуации на картинке. Распознает эмоциональное состояние героев сказок. С помощью выразительных движений передает эмоциональное состояние персонажей. Выражает свое эмоциональное состояние различными способами. Соблюдает правила в подвижных и сидячих играх с 2-3мя правилами. Соблюдает правила при выполнении письменных заданий с 1-2 правилами, а также при выполнении заданий с 3-мя правилами, действующими последовательно (удерживает алгоритм выполнения действий). Развитие познавательно й деятельности и целенаправленн ое формирование высших психических функций: - развитие сферы образов-представлений; - формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретнопонятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления; - формирование пространственно-временных представлений; - развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; - развитие творческих способностей; - совершенствование мнестической деятельности; - развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков. Развитие пространствен -ных Способствовать обогащению чувственного опыта по Различает и называет пространственные отношения: в, выделению и различению пространственных на, под, рядом, около, между, здесь, там, в середине, представлений и отношений между предметами: впереди, сзади, левое, правое, слова, справа, вверху, представлений - закрепление различения и называния пространственных отношений; ориентации в схеме тела; - формирование активной пространственной ориентировки в процессе выполнения целенаправленных действий с предметами; - проводить игры, способствующие развитию зрительного и слухового внимания, быстроты реакции, точности движения. внизу. Правильно ориентируется в схеме тела. Выполняет движения с предметами по заданным направлениям Взаимодействие педагога-психолога с родителями ребенка: - получение анамнестических данных о ребенке; - предоставление родителям информации о содержании и эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы с ребенком; - проведение индивидуальных консультаций с родителями по следующим вопросам: развития и воспитания ребенка; оптимизации взаимодействия с ребенком в семье, ребенка с другими детьми и взрослыми; организации развивающей среды для ребенка дома; - проведение индивидуальных консультаций по запросу родителей, в т.ч. по вопросам личных психологических трудностей родителей; - обеспечение участия родителя в групповых консультациях, семинарах-практикумах, тренингах; - составление рекомендаций родителям по предупреждению эмоциональных перегрузок ребенка; - создание адекватного представления родителей о возможностях ребенка и возможных способах коррекции имеющихся нарушений; - подбор литературы по проблемам развития и воспитания ребенка по запросу родителя и по необходимости. Коррекционно-развивающая работа, проводимая учителем-логопедом. Парциальная программа «Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития» авторов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Специалист Направления коррекционноразвивающей работы Задачи Формы организации Показатели достижений Формы оценки результатов работы + сформировано +- в стадии формирования - не сформировано Учитель логопед Развитие понимания речи - Развитие артикуляционной моторики: — артикуляционные упражнения Продолжать совершенствовать понимание устной речи: понимание предложно – индивидуальные падежных конструкций, дифференциация глаголов с различными приставками, понимание грамматических форм. - Понимание предложно – падежных конструкций Совершенствовать функции артикуляционного аппарата: развивать подвижность языка, губ, щѐк, подбирая упражнения в соответствии с дефектом речи. Подготовка к постановке гласных звуков Индивидуальные -Сформировалось Понимание грамматических форм. умение правильно выполнять статистические упражнения: Индивидуальные Сформировалось умение дуть высунутым языком в форме «чашечки», слегка прикасаясь к верхней губе, не поднимая плеч. Дифференциация глаголов различными приставками Комплекс упражнений Непослушный язычок» Подготовка к постановке звука С Дыхательные упр-я «Сдуй листочек», «Вертушка» «Буря»,загони мяч в ворота»,»Сдуй снежинку»,»Насос». Развитие речевого дыхания Арт.гимнастика «Птенчики», «Лопаточка», «Жало», «Иголочка», «Трубочка», «Змейка», «Качели», «Индюк»,выдоху «Чистим Продолжать учить сильному с зубки», «Лошадка», высунутым языком «Гармошка» в форме «чашечки» слегка примыкающим к верхней губе, не поднимая плеч. с Развитие мелкой моторики и активизация межполушарного воздействия 1. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексическим темам. 2. Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные Сформировалось умение правильно выполнять следующие упражнения: «Мы посуду перемыли», «Шофѐр», «Автобус, троллейбус…», «Птичек стайка», 3. Продолжать активизировать межполушарное воздействие с помощью ранее изученных кинезиологических упражнений. «Бурый мишенька зимой», «Есть у нас на голове», «Солнца луч скользнул в окошко», «Будем летом мы играть», «Строим дом», Работа над слоговой Упражнять в произношении слов во структурой время автоматизации звуков. односложных,двусло жных слов Звукопроизношение 1.Формирование произношения гласных звуков. 2.Постановка, автоматизация звука «с»: в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в начале слова, в конце слова; в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных;в словосочетаниях. 3. Формирование правильного произношения звука «М». в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в начале слова, в конце слова; в Индивидуальные «Ухо – нос», «Лезгинка», Сформировалось умение «Заяц – коза –односложных вилка», произношения и «Гусь – курица – петух», двусложных слов. д/и «Шнуровальный планшет». Индивидуальные - Сформировалось умение правильного произношения звука «л»: в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в начале слова, в конце слова; в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных; в словосочетаниях; - Сформировалось умение правильного произношения звука «ш»: Автоматизация звука в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в слогах: в обратных слогах, в интервокальной позиции, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в начале слова, в конце слова; в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных. Словарный запас Уточнять, обогащать и активизировать словарь: - имя существительное - темы: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты».»Домашние животные и их детеныши», «Части тела человека».»Семья» «Посуда».»Времена года» Понимать,выполнять простые глаголы:. - глагол – действия, обозначающие голосовые реакции животных и птиц; действия, связанные с различной профессиональной деятельностью, приставочные глаголы; действия, связанные с животным и растительным миром; действия, обозначающие чувства, эмоции; в начале слова, в конце слова; в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных. Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные 1. Расширился и обогатился пассивный и активный словарь по лексическим темам: «Посуда. Части посуды», «Профессии», «Транспорт», «Зимующие птицы», «Дикие животные и их детѐныши», «Дикие северных и южных «Семья.животные Части тела», стран, их детѐныши», «Наш дом», «Весна», «Лето». 2. Расширился и обогатился глаголам – действиям, обозначающим пассивный и активный словарьи по голосовые реакции животных птиц; действиям, связанные с животным и растительным миром; действиям, обозначающие чувства, эмоции. Грамматический строй речи Учить употреблять в речи: - существительные в И.П. мн.ч; Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные - существительные с числительными по родам; - предлоги (из – за, из – под, с(со)); Связная речь - существительные с ум. и ув. значением; навыки Индивидуаль-Формировать прилагательные и числительные с коммуникативной,познавательной,регулиру ные. существительными. ющей функций речи. Развитие смысловой стороны речи Научилась употреблять в речи: - существительные в И.П. мн.ч; - существительные с числительными по родам; - предлоги (из – за, из – под, с(со)); - существительные с ум. и ув. значением; составлять -Сформировалось прилагательные иумение числительные с существительными - пересказ рассказа с использованием опорных сигналов; - рассказ с элементами творчества по одной сюжетной картине.