Рабочая программа по музыкальному образованию музыкального руководителя Орловой Л.Б. на 2022-2023 у.г.

Содержание
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи реализации программы
1.3.Принципы формирования программы
1.4.Основные подходы к формированию программы
1.5.Характеристика возрастных особенностей детей
1.6.Планируемые результаты освоения программы
1.7.Педагогическая диагностика музыкального развития
II.Содержательный раздел
2.1.Основные цели и задачи
2.2.Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми от 3-4 лет
2.3.Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми от 4-5 лет
2.4.Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми от 5-6 лет
2.5.Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми от 6-7 лет
2.6.Формы взаимодействия с детьми
2.7.Методы и способы реализации программы
2.8.Особенности музыкальной образовательной деятельности
III.Организационный раздел
3.1.Развлечения и праздники
3.2.Календарно-тематическое планирование
3.3.Список литературы
IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы
V.Список литературы

I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Программа направлена на реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная
деятельность» ООП ДО посредством создания условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности и обеспечивают социализацию и индивидуализацию детей.
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на приобщение ребёнка к миру музыкального искусства с учётом специфики
дошкольного возраста.
В процессе музыкального воспитания у детей развиваются музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого )
посредством различных видов музыкальной деятельности; формируется начало музыкальной культуры, способствующее развитию общей
духовной культуры. Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с
дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей,
создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа
«Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и
развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий
эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее
исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Основная цель: развитие детского творчества в музыкальной деятельности, интереса к самостоятельной музыкальной деятельности;
удовлетворение потребности детей в самовыражении через создание условий, позволяющих органично включиться в различные виды
детской деятельности.
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры дошкольников, слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту;
формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства; воспитание интереса к музыкально – ритмическим
движениям;
обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья
детей.
Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных мзанятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.

1.3.Принципы формирования программы
1.
Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
2.
Учет возрастных особенностей воспитанников. Подготовка ребенка к восприятию различной аудиальной информации через
собственные ощущения.
3.
Последовательное усложнение поставленных задач.
4.
Принцип преемственности.
5.
Принцип положительной оценки.
6.
Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.
7.
принцип развивающего обучения, принцип культуросообразности,
8.
Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку.
1.4.Основные подходы к формированию программы
Материал программы распределяется по возрастным дошкольным группам (дети от 3 до 7 лет) и видам музыкальной деятельности.
Программа предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной дошкольной группе.
Исходя из учебного года (с 1 сентября по 31 мая) количество часов, отведённых на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для
каждой возрастной группы. Учёт и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных
способностей по методике, составленной И. Каплунова, И. Новоскольцева).
1.5.Характеристика возрастных особенностей детей
Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной деятельности.
В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с
целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании,
элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в
дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является
приобщение их к разным видам музыкальной
деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских
навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на
произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять
выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей

данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие,
короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и
мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал
на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.
Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных
упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на
музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их
отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной деятельности.
В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится
активным участником танцевальной, певческой,
инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение
музыки, ориентируясь в средствах их выражения.
Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного
исполнительства. Начинает развиваться образное мышление.
Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается
доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий
несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно
имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются
словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при
общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив.

Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него
интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием
изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного
мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации,
овершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого.
Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет в музыкальной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов(
внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой
деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность,
координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике.
Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна
речь: расширяется активный и пассивный словарь.
Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность
дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.
Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и
внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при
планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет в музыкальной деятельности.
Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В
этот период у них качественно меняются
психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания
и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно
расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием
позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в
дальнейшем успешно учиться в школе.
1.6.Планируемые результаты освоения программы
3–4 года
Слушание музыки
•
Умеет слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в
произведении.
•
Развита способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко,
тихо).
•
Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка,
барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение:
•
Развиты певческие навыки: поет без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносит
слова, передаёт характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество:
•
Допевает мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веслых мелодий на слог «ля-ля». Сформированы навыки сочинительства
весёлых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения:
•
Двигается в соответствии с двухчастной формой музыки и силой её звучания (громко, тихо); реагирует на начало звучания музыки и
её окончание.
•
Сформированы навыки основных движений (ходьба и бег). Умеет маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в
умеренном и быстром темпе под музыку.
•
Качественно исполняет танцевальные движения: притопывает попеременно двумя ногами и одной ногой.

•
Развито умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру
музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.
•
Развиты навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь, крадётся кошка, бегают
мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зёрнышки цыплята, летают птички и т. д.
Развитие танцевально-игрового творчества:
•
Самостоятельно выполняет танцевальные движения под плясовые мелодии.
•
Умеет точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах.
•
Знаком с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой,
барабаном, а также их звучанием.
•
Умеет подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
4–5 лет
Слушание музыки:
•
Сформированы навыки культуры слушания музыки (не отвлекается, дослушивает произведение до конца).
•
Чувствует характер музыки, узнаёт знакомые произведения, высказывает свои впечатления о прослушанном.
•
Замечает выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развита способность различать звуки
по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение:
•
Умеет выразительно петь, петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы).
•
Умеет брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
•
Старается петь
мелодию чисто, смягчать
концы фраз, чётко произносить
слова, петь выразительно, передавая
характер музыки.
•
Умеет петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество:
•
Умеет самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты
хочешь, кошечка?», «Где ты?»).
•
Сформировано умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмические движения:
•
Сформирован навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

•
Самостоятельно меняет движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
•
Владеет танцевальными движениями: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.
•
Двигается в парах по кругу в танцах и хороводах, ставит ногу на носок и на пятку, ритмично хлопает в ладоши, выполняет
простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.
•
Сформированы навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная,
«таинственная»; бег: лёгкий и стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества:
•
Эмоционально-образно исполняет музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки) и сценки, использует
мимику и пантомиму (зайка весёлый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).
•
Развито умение инсценировать песни и постановки небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах:
•
Подыгрывает простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
5–7 лет
Слушание музыки:
•
Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
•
Запоминает и узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
•
Различает звуки по высоте в пределах квинты, звучание музыкальных инструментов (клавишно- ударные и струнные: фортепиано,
скрипка, виолончель, балалайка).
Пение:
•
Поёт легким звуком в диапазоне от ре первой октавы до до второй октавы, берёт дыхание перед началом песни, между музыкальными
фразами, произносит отчётливо слова, своевременно начинает и заканчивает песню, эмоционально передаёт характер мелодии, поёт
умеренно, громко и тихо.
•
Развит навык сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.
•
Проявляет самостоятельность и творческое исполнение песен разного характера.
•
Развит песенный музыкальный вкус.
•
Песенное творчество:
•
Умеет импровизировать мелодию на заданный текст.
•
Сочиняет мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.
Музыкально-ритмические движения:

•
Развито чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально- образное содержание.
•
Свободно ориентируется в пространстве, выполняет простейшие перестроения, самостоятельно переходит от умеренного к быстрому
или медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами.
•
Умеет исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с
продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд).
•
Знаком с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
•Умеет инсценировать песни; учится изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в
разных игровых ситуациях.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество:
•
Развито танцевальное творчество: придумывает движения к пляскам, танцам, составляет композицию танца, проявляя
самостоятельность в творчестве.
•
Самостоятельно придумывает движения, отражающие содержание песни.
•
Умеет инсценировать содержание песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах:
•
Исполняет простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами,
соблюдая при этом общую динамику и темп.
•
Развито творчество, самостоятельно активно действует.
6–7 лет
Слушание музыки:
•
Воспринимает звуки по высоте в пределах квинты – терции; эмоционально воспринимает музыку различного характера; развита
музыкальная память.
•
Развиваются мышление, фантазия, память, слух.
•
Знаком с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт,симфонический концерт), творчеством
композиторов и музыкантов.
•
Знает мелодию Государственного гимна Российской Федерации.
Пение:
•
Развивается певческий голос и вокально-слуховая координация.
•
Выразительно исполняет песни в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; берёт дыхание и удерживает его до конца фразы;
обращает внимание на артикуляцию (дикцию).
•
Поёт самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество:
•Самостоятельно придумывает мелодии, использует в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизирует мелодии на
заданную тему по образцу и без него, использует для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.
Музыкально-ритмические движения:
•
Развиты навыки танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
•
Знаком с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.). Развито танцевально-игровое творчество;
сформированы навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество:
•
Развита творческая активность в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные
движения и т. п.).
•
Умеет импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и
сердитый козлик и т.п.).
•
Умеет придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
•
Самостоятельно умеет искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
•Сформированы музыкальные способности; проявляет активность и самостоятельность.
Игра на детских музыкальных инструментах:
•
Знаком с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
•
Умеет играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных
инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполняет музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
1.7.Педагогическая диагностика музыкального развития
Педагогическая диагностика проводится с целью оценки индивидуального музыкального
развития детей для решения образовательных задач Программы.
Педагогическая диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в
процессе совместной деятельности музыкального руководителя с ними.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза:- сентябрь-октябрь и апрель-май текущего
учебного года в следующих видах деятельности:
1. Восприятие музыки.
2. Пение.
3. Музыкально-ритмические движения.

4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5. Детское музыкальное творчество:
а) песенное;
б) танцевальное;
в) импровизационное музицирование.
Мониторинг качества музыкального образования разработан на основе параметров диагностики программы «Ладушки» (И.Каплунова и И.
Новоскольцева).
Систематическое использование контролирующих и диагностирующих мероприятий,
обусловленных целеполаганием процесса музыкального образования, предусматривает
отслеживание в динамике уровня развития музыкально – ритмических и коммуникативных навыков
и умений воспитанников и их творческую реализацию.
В мониторинг входит:
 Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков.
 Развития уровня творческих и коммуникативных способностей воспитанников.
 Оценка качества промежуточных результатов программы.

II.Содержательный раздел
2.1.Основные цели и задачи
1.Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры,
ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной
отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
2.Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
3.Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в
этом виде деятельности.
4.Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной
творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
2.2.Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми от 3-4 лет
Приобщение детей младшей группы к музыке происходит и в сфере музыкально- ритмической деятельности, посредством доступных и
интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку.
Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир
музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.
Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения: - непосредственно
образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские); - самостоятельная досуговая деятельность.
Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности,
предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.
Образовательные задачи:
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем.
• Способствовать развитию музыкальной памяти.
• Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее
реагировать.
Слушание.
• Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.

• Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко,
тихо).
• Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек,
шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение.
• Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно
произносить слова;
• Передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество.
• Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля».
• Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения.
• Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо);
• Реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
• Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег).
• Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
• Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.
• Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру
музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.
• Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка,
бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
• Развитие танцевально-игрового творчества.
• Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.
• Учить более точно выполнять движения, передающие характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах.
• Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой,
барабаном, а также их звучанием.
• Учить дошкольников подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Музыкальная игра-драматизация.
 Использовать в музыкальной игре-драматизации движение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово,
мимику и пантомиму;
 Начинать с игр-драматизаций, не включаю щ их песен, и, сводя к минимум у словесный текст, в полной мере использовать движения,
поручать этих играх 1— 2 роли взрослому;
 Предлагать несложные, понятные и интересные сюжеты игры драматизации, музыкальный текст, яркий и высокохудожественный,
доступный для воплощения детьми в движении, пении.
Театрализованная игра.
 Включать в театрализованную игру музыкальны е игры - драматизации разыгрывание несложных сценок из жизни кукольных
персонажей (различны е, в том числе доступные самим детям «техники вождения» кукол);
 Приобщать к совместной согласованной игре, включаю щ ей индивидуальны е реплики, эмоциональное представление персонаж ей;
 Обращать внимание на реакцию зрителей, побуждать к сочувствию персонажам игры -драматизации или кукольного спектакля;
 Использовать эти игры для воспитания потребности в интересном, приобщать к культурны м формам досуга.
2.3.Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми от 4-5 лет
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды
музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Занятия
являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные.
Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер
обучения.
Построение занятий основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в
игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.

Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее,
связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.
Образовательные задачи.
• Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии
музыкальных произведений.
• Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Слушание:
• Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца).
• Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.
• Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро.
• Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение.
• Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).
• Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
• Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.
• Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
Песенное творчество.
• Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь,
кошечка?», «Где ты?»).
• Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. М узыкально-ритмические движения.
• Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
• Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.
• Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.
• Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять
простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.
• Продолжать совершенствовать у детей навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий,
стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества.
• Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают
снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.).
• Обучать инсценированию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей. Игра на детских музыкальных инструментах.
• Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Музыкальная игра-драматизация.
• Поддерживать желание участвовать в музыкальной игре-драматизации, решать игровые задачи, учить следить за развитием сюжета и
вовремя включаться в действие, привлекать к изготовлению декораций и элементов костюмов;
• Предлагать воплощать каждый образ в движениях, обсуждать варианты исполнения (медведь — угрюмый, любопытный, задумчивый
и т.д.), помогать выбрать вариант, в наибольшей степени соответствующий характеру образа и содержанию сказки, поддерживать
каждую творческую находку ребенка;
• Поддерживать проявления индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом
интонировании.
Театрализованная игра.
• Использовать в театрализованной игре элементы музыкальной игры-драматизации;
• Поощрять самостоятельные решения простых игровых задач, индивидуальное и творческое исполнение своей роли, выразительный
ролевой диалог;
• Поддерживать инициативу участников, воспитателю оставлять за собой «режиссерскую» функцию;
• Поддерживать активное участие в кукольных представлениях, вождение некоторых кукол, освоение простых техник кукловождения;
• Помогать переносить элементы игровой драматизации в игры празднично-карнавального типа, а также в самостоятельные сюжетноролевые игры.

2.4.Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми от 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры, входить в образ, сопровождать свои действия пением, или игрой на
музыкальном инструменте. Более развита интонационная выразительность в речи и пении. Важным является развитие звуковысотного,
ритмического, тембрового, динамического слуха, а так же интереса и любви к музыке.
Образовательные задачи.
• Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
• Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
• Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.
• Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных
инструментах; творческой активности детей.
Слушание.
• Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).
• Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение,
музыкальная фраза).
• Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментова (клавишно-ударные и
струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение.
• Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание
перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню,
эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
• Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.
• Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.
• Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество.
• Учить импровизировать мелодию на заданный текст.
• Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую
плясовую.
Музыкально-ритмические движения.
• Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание.
• Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к
быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
• Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке;
приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
• Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
• Продолжать развивать навыки инсценирования песен;
• учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
• Развивать танцевальное творчество;
• учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.
• Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен,
хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах.
• Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах;
• знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
• Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.
Музыкальная игра-драматизация.
• Предлагать игры-драматизации с разнохарактерными персонажами, ролевая палитра которых включает не только движение, но и
слово, пение, игру на детских музыкальных инструментах;
• Подготавливать музыкальную игру системой музыкально-двигательных этюдов;
• Вести от коллективных к индивидуальным действиям различных персонажей;

•
•

Учить разбираться в особенностях персонажей игры и самостоятельно находить для них выразительные пантомимические,
мимические и интонационные характеристики, развивать творческие способности;
Развивать умение использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца
игры.

Театрализованная игра.
• Проводить театрализованную игру и как музыкальную игру-драматизацию, и как собственно театральную постановку;
• Помогать подчиняться замыслу воспитателя-режиссера, а также самостоятельно и выразительно вести свою роль (партию) в
спектакле;
• Придавать игре форму художественной театральной деятельности (дети могут принимать участие в подготовке спектакля как актеры,
оформители сцены), что повышает интерес к игре.
2.5.Содержание воспитательно-образовательной деятельности с детьми от 6-7 лет
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как
предмета человеческой культуры. Дети с интересом слушают музыку, проявляют инициативу во всех видах музыкальной деятельности. К
концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться.
Образовательные задачи.
• Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус.
• Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного
характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
• Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
• Обучать игре на детских музыкальных инструментах.
• Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Слушание.
• Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции;
• Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
• Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

• Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством
композиторов и музыкантов.
• Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.
Пение.
• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
• Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы;
• учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы;
• Обращать внимание на артикуляцию (дикцию).
• Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Песенное творчество.
• Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни;
• Самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные
пьесы и танцы. Музыкально-ритмические движения.
• Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с
разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоциональнообразное содержание.
• Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.).
• Развивать танцевально-игровое творчество; • формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании
песен, театральных постановок.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
• Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре,
пение, танцевальные движения и т. п.).
• Учить импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый
козлик и т. п.).
• Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.
• Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
• Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах.
• Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
• Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных
инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках;
• Исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.
Музыкальная игра-драматизация.
• Включать в музыкальные игры-драматизации хоровое, ансамблевое и сольное пение, учитывая при этом голосовые особенности и
возможности;
• Вормировать на занятиях сценическую речь (выразительную и дикционно четкую) и сценическое движение, учить пользоваться
интонациями, выражающими не только ярко контрастные, но и более тонкие и разнообразные эмоциональные состояния (произносить текст
или петь удивленно, восхищенно, жалобно, тревожно, осуждающе);
• Учить взаимодействовать между собой в диалогах, чутко реагировать на реплики и изменения в сценической ситуации, подчиняться
замыслу режиссера-постановщика спектакля;
• Предлагать творческие задания, создавать условия для свободного самовыражения.
Театрализованная игра.
• Учить относиться к театрализованной игре как к виду досуговых игр, включать в нее музыкальные игры-драматизации и другие формы
детского самодеятельного театра;
• Организовывать участие в постановке спектаклей как исполнителей определенных ролей, музыкантов, сопровождающих спектакль, и его
оформителей (дети рисуют, размещают декорации, предлагают свои дизайнерские идеи костюмов);
• Быть для детей партнером и равноправным участником творческой деятельности.

2.6.Формы взаимодействия с детьми
Индивидуальные
Групповые
Использование музыки:
-на утренней гимнастике и
физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях;
- во время умывания
- во время прогулки (в
теплое время)
- в сюжетно-ролевых играх
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и
развлечениях

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Занятия
Праздники,
развлечения
Музыка в
повседневной жизни:
-Другие занятия
-Театрализованная
деятельность
-Слушание музыкальных
сказок,
- рассматривание
картинок, иллюстраций в
детских книгах,
репродукций, предметов
окружающей
действительности;

Индивидуальные
Групповые
Создание условий для
самостоятельной
музыкальной
деятельности в группе:
подбор музыкальных
инструментов
(озвученных и не
озвученных),
музыкальных игрушек,
театральных кукол,
атрибутов для ряженья.
Экспериментирование
со звуками, используя
музыкальные игрушки
и шумовые
инструменты
Игры в «праздники»,
«концерт»

Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Консультации для
родителей
Родительские собрания
Индивидуальные беседы
Совместные праздники,
развлечения
(включение
родителей в праздники и
подготовку к ним)
Театрализованная
деятельность
Создание нагляднопедагогической
пропаганды
для родителей (стенды,
папки или
ширмыпередвижки)

2.7.Методы и способы реализации программы






организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;
развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;
приобщение к традициям родного края;
привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.






для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим
направлениям:
работа с педагогическими кадрами;
работа с детьми;
взаимодействие с семьёй.
2.8.Особенности музыкальной образовательной деятельности

Возрастная характеристика детей 3-4 лет.
В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с
целью накопления первоначального музыкального опыта.
Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения
простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её
жанрах.
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности,
формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот
период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения.
Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом.
Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части
произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление.
Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое,
поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии.
Поскольку малыши обладают непроизвольным 21 вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на
чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.
Возрастная характеристика детей 4-5 лет.
Дети эмоционально реагируют на музыку, испытывая радость от встречи с ней. Достаточно внимательно слушают её (короткие пьесы – от
начала до конца). Могут определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей. Слышат в музыке
изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнают ее характерные образы. Определяют, к какому из жанров относится
прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполнено. Может
отобразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке.

Дети 5 года жизни очень активны, моторны, в окружающем пространстве ориентируются более уверенно. Могут воспроизвести в
движениях характер более сложной и имение контрастной двух – и трехчастной формы музыки, самостоятельно определяют жанры марша и
танца и выбирают соответствующие движения. Дети уже овладевают некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков),
используют изобразительные и выразительные жесты. Дети владеют достаточно четкой артикуляцией в пении. В системе чувства
музыкального ритма у детей в наибольшей степени представлено чувство темпа. Имитируют голоса животных, интонационно выделяют
речь тех или иных персонажей.
Возрастная характеристика детей 5-6 лет.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только
воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее.
Ребенок может сконструировать из лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает за красивым цветком, чтобы
он не завял, вносит свою лепту в интерьер комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок.
Все более осознанно старший дошкольник строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их как можно более
красивыми, соответствующим воспринятым этическим нормам.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степенью овладения различными видами художественной деятельности
и появлением сложных компонентов в системах художественных способностей.
Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки, возникает интонационно-мелодическая
ориентация музыкального восприятия, в музыкальных импровизациях появляются законченная мелодия и форма.
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов
(внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой
деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками.
К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их
исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У
детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение,
грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным.
Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного
музыкального репертуара. Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё
требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности
необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Возрастная характеристика детей 6-7 лет.
Возраст 6-7 лет - это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В
этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более
координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь.
У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный
кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает. В подготовительной к
школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с
людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким
уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Месяц
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ

III.Организационный раздел
3.1. Развлечения на 2022-2023 гг.
Мероприятия
День Знаний
Международный пиратский день
День Веры, Надежды и Любви
День лапши
День разноцветных зонтов
Праздник Осени
Иванов день
День Рождения Деда Мороза
День Матери

Дата
1.09.2022
19.09.2022
30.09.2022
6.10.2022
21.10.2022
25.10.2022
1.11.2022
18.11.2022
25.11.202

ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ

Возрастная группа
Все группы
Средняя, старшая группа
Все группы
Все группы
Все группы
Все группы

Новогодние утренники
Светлая Пасха
Святки
День наоборот
День рождения Домового
Сагаалган
День Защитника Отечества

27.12.2022
9.01.2023
17.01.2023
31.01.2023
10.02.2023
20.02.2023
23.02.2023

Все группы

Все группы

МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
ИЮНЬ

Масленница
День кошек
Международныйженский день
Весенний Солнцеворот
День смеха
День космонавтики
День витражных сказок
День Победы
Выпускные
День защиты детей
Пушкинский день
День лучших друзей
День маленького путешествия

21.02.2023
01.03.2023
08.03.2023
21.03.2023
01.04.2023
12.04.2023
24.04.2023
9.05.2023
25.05.2023
1.06.2023
06.06.2023
08.06.2023
13.06.2023

Все группы
Все группы
Все группы
Подготовительная гуппа
Все группы
Средняя, старшая группа
Все группы
Все группы

3.2. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематические планирование составлено в соответствии с ФГТ, примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, и "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций"(вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13).

IV. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
1.Внимательно слушать
1.Установить связь между
1.Развивать элементы культуры
1.Развить культуру
музыкальное произведение,
средствами выразительности и
слушательского восприятия.
слушательского восприятия.
запоминать.
содержанием музыкально2.Выражать желание посещать
2.Выражать желание посещать
2.Проявлять эмоциональную
художественного образа.
концерты,музыкальный театр.
концерты,музыкальный театр.
отзывчивость, чувствовать
2.Различать выразительный и
3.Иметь представление о жанрах 3.Иметь представление о жанрах
.характер муз.произвеления
изобразительный характер в
музыки.
и направлениях классической и
3.Различать танцевальный,
музыке.
4.Проявлять себя в разных видах народной музыке,творчестве
песенный, маршевый
3.Владеть элементарными
музыкальной исполнительской
разных композиторов.
метроритмы, передавать их в
вокальными приемами.Чисто
деятельности.
4.Проявлять себя во всех видах
движении.
интонировать попевки в
5. Активен в театрализации.
музыкально-исполнительской
4.Активен в играх на
пределах знакомых интервалов.
6.Учавствовать в
деятельности, на праздниках.
исследовании звука,в
4.Ритмично
инструментальных
5.Активен в театрализации, где
элементарном музицировании.
музицировать,слышать сильную импровизациях.
включаются ритмодолю в двух-,трехдольном
интонационные игры,
размере.
помогающие почувствовать
5.Накопленный на занятиях
выразительность и ритмичность
музыкальный опыт переносить в
интонаций, а также
самостоятельную
стихотворных ритмов,певучие
деятельность,делать попытки
диалоги или рассказывании.
творческих импровизаций на
6.Учавствовать в
инструментах, в движении и
инструментальных
пении.
импровизациях.

Младшая группа

Ладовое чувство





Внимание
Просьба повторить
Внешние проявления
Узнавание знакомой
мелодии

Музыкально слуховые
представления
 Подпевание знакомой
мелодии с
сопровождением

Чувство ритма








Средняя группа

\

Группа




Внимание
Умеет ли различать
жанры
Высказывание о
характере музыки
Узнавание знакомой
мелодии по фрагменту







Подпевание знакомой
мелодии с
сопровождением
Пение малознакомой
попевки (после
нескольких её
прослушиваний) с
сопровождением
Узнает ли песню по
вступлению
Активность исполнения








Воспроизведение в
хлопках простейшего
ритмического рисунка
мелодии на 3-5 звуков
Соответствие
эмоциональной окраски
движений характеру
музыки
Соответствие ритма
движений ритму музыки
Воспроизведение в
хлопках, в притопах,на
музыкальных
инструментах
ритмического рисунка
Соответствие
эмоциональной окраски
движений характеру
музыки с контрастными
частями
Соответствие ритма
движений ритму музыки
Активность в играх





Старшая группа




Внимание
Умеет ли различать
жанры
Высказывание о музыке с
контрастными частями
Узнавание знакомой
мелодии по фрагменту
Отображает свое
отношение к музыке в
рисунке






Подпевание знакомой
мелодии с
сопровождением
Пение знакомой мелодии
без сопровождения
Подбор по слуху
знакомой попевки на
металлофоне
Эмоционально исполняет
песни










Воспроизведение в
хлопках, в притопах,на
музыкальных
инструментах
ритмического рисунка
Соответствие
эмоциональной окраски
движений характеру
музыки с контрастными
частями
Соответствие ритма
движений ритму музыки
(с использованием смены
ритма)
Активность в играх
Умеет составлять
ритмические рисунки и
проигрывать на
музыкальных
инструментах



Подготовительная группа







Высказывания о музыке с
контрастными частями
Умеет ли различать
жанры
Различает 2ух частную
форму муз.произведения
Узнавание знакомой
мелодии по фрагменту
Отображает свое
отношение к музыке в
рисунке
Способен придумывать
сюжет к
муз.произведению







Подпевание знакомой
мелодии с
сопровождением
Пение знакомой мелодии
без сопровождения
Подбор по слуху
знакомой попевки на
металлофоне
Эмоционально исполняет
песни
Имеет любимые песни










Воспроизведение в
хлопках, в притопах,на
музыкальных
инструментах
усложненного
ритмического рисунка
Соответствие
эмоциональной окраски
движений характеру
музыки с контрастными
частями
Придумывает движения
для обыгрывания песен,
хороводов
Активность в играх
Умеет составлять
ритмические рисунки
и проигрывать на
музыкальных инструментах

V.Список литературы
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой,
2. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. – М., 2000.
9. Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» – М., 2007.
10. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.
11. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981.
12. Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб.,
13. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.
14. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
15. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких М.2008г.
16. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руков7дителя детского сада. – М., 1991.
17. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М., 1989..
18. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.
19. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. «Музыкально-игровой материал», Москва., «Владос», 1999г.
20. Галлонов А.С. «Игры, которые лечат», Москва, «Сфера» 2001г.
21. Зимина «Народные игры с пением» Москва 2000г.
22. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное», методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.
Москва «Баланс» - 1999г.
23. Куревина О.А. «Синтез искусств» . «Линка – Пресс» Москва, 2003г.
24. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.Д. «Музыкальные сказки и игры», М., «Владос». 2000г.
25. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. «Музыкальные праздники», М., «Просвещение» 2002г.
26. Михайлова М.А., Воронина Н.В., «Танцы игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия развития» 2001г.
27. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей»,


Наверх

Благодарственное письмо

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».