15.11.2022
Процесс эстетического
воспитания в формировании личности ребенка в МБДОУ "Золотая
рыбка".
Эстетическое воспитание - это
целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с
целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и
создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое
воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического
отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание
искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей
системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей
средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Знакомя
детей с красотой, мы воспитывает ум и чувство ребёнка, способствуем
развитию воображения и фантазии.
В
процессе осуществления эстетического воспитания в нашем д/с решаются следующие
задачи: систематически развиваем эстетическое восприятие, эстетические чувства
и представления детей, их художественно-творческие способности, формируем
основы эстетического вкуса.
Эстетическое
воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению
чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание
нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия
«красивый» и «добрый» почти идентичны), повышаем и познавательную активность,
которая влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания
является эстетическое развитие.
Эстетическое
воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею.
Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни,
стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Ребёнок
с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному,
радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у
него чувство радости, заинтересованности. Слово «красивый» рано входит в жизнь
детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки;
одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных
переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от
безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию
прекрасного.
Эстетическое
восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является
чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует
большой сенсорной культуры, для этого в нашем д/с в каждой группе есть центр
сенсорного развития, где дети совместно с воспитателем исследуют предметы,
выделяют цвет, величину, форму. Развивают мелкую моторику рук, обогащают
тактильную чувствительность ладоней, формируют зрительную память воображения.
Эстетическое
восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью
эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение,
возникающая от встречи с прекрасным.
Задачами
эстетического воспитания дошкольников, можно представить двумя целями.
Первая
цель направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.
Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в
природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный
вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая
цель направлена на формирование художественных умений в области разных
искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям
под музыку; развитие словесного творчества.
Названные
цели дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в
процессе реализации.
В
формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит игре и
образовательной деятельности. В игровой и образовательной деятельности мы
знакомим детей с классическими произведениями детской литературы, музыки,
живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные
произведения искусства.
Так,
наши воспитатели знакомят детей с народными сказками, с произведениями
С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения
П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают
приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это
доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы
художественного вкуса.
Воспитывая
у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту
окружающего мира, беречь ее.
Цветок
лучше сохранить на клумбе, а, чтобы он расцвел и доставил радость другим, за
ним надо ухаживать. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи
эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Для
реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определённые
условия. Прежде всего, это среда, в которой ребёнок живёт и развивается.
Эстетическое
воспитание детей наши воспитатели осуществляют путем ознакомления детей с
эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами
искусства.
В
нашем детском саду 12 групп и в другом блоке еще 3 группы. Каждая группа
имеет своё название: «Дельфинчики», «Матрешки», «Капельки», «Звездочки»,
«Жемчужинки», «Гномики», «Пчелки», «Лучики», «Кораблик», «Осьминожки»,
«Радуга», «Неваляшки», «Дочки – сыночки», «Солнышко», которые соответствуют
своему названию и отличаются эстетической красотой друг от друга.
В
группах эстетически оформлены центры развития для детей: центр Сенсорики,
ряжения, музыкальный центр т.д. Дети с большим интересом в центрах играют,
получают новые знания и закрепляют старые.
Чистоту
в группе, создающую уют и красоту, дети поддерживают сами, не сорят, убирают за
собой игрушки и книги. Так в процессе трудового воспитания осуществляются
задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Эстетика
быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе
предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего.
Окраска стен спокойных, светлых тонов.
Требования
к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей,
содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:
-целесообразность,
практическая оправданность обстановки.
-чистота,
простота, красота.
-правильное
сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий
видимость каждого предмета.
Все
компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.
Понятие
«эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми,
которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации.
Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и
доброжелательной.
Эстетика
быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка.
Научить
детей видеть красивое – дело сложное. Любовь к природе означает не только
определённое душевное состояние, но и её понимание, её познание.
Мощным
средством эстетического воспитания является природа.
Именно
в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм,
звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего
воспитания и развития ребенка.
Так,
например, познание природы возможно только при непосредственном общении с ней,
которая происходит как правило, на экскурсиях, во время прогулок. С детьми мы
наблюдаем за происходящим в природе, прослушиваем музыкальные произведения,
посвящённые природным явлениям, сезонам, рассматриваем полотна великих
художников-пейзажистов, а также знакомим со сказками, стихами, рассказами о
природе.
Поэтому
наши воспитатели основательно готовятся к проведению экскурсий, в процессе
которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии
при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их
видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого
воображения и способностей.
Многогранным
и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство:
изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее
приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в
детской душе поистине эстетического восприятия действительности.
С
первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская
литература. Особое место в их жизни занимает сказка. Читая сказку, дети учатся
видеть и понимать прекрасное, начинают приобщаться к красоте и богатству
художественного слова.
Не
все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее
всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную
отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки,
как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.
Условием
и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность
дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная.
Эстетическое
воспитание детей в нашем д/с осуществляется в разных формах в зависимости от
принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида
деятельности.
Одна
из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, -
театрализованные игры и игры – драматизации, посещение театрализованных
постановок. Эти игры проходят под руководством воспитателя.
Значительное
место в педагогическом процессе д/с и в жизни детей занимают праздники и
развлечения.
Эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах,
и эти формы имеют свою квалификацию.
В
современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического
воспитания:
-систематически
развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей.
Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную
эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
-приобщать
детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и
привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные
отношения.
-формировать
основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать
произведения искусства и явления жизни.
-развивать
художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с
искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным
устремлением, творческим воображением, инициативой.
Чем
более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и
навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.
Ведущее
место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но
велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи
возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из
детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно
воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус,
музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Наши
воспитатели помогают семьям создавать необходимые условия для правильного
эстетического воспитания детей. Они рассказывают о важности эстетики быта,
советуют, что читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести,
добиваются чтобы у ребёнка в семье было всё необходимое для проведения детского
творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги. Устанавливают
преемственность в эстетическом воспитании детского сада и семьи, формируют
первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.
Задачи эстетического воспитания с учетом
возрастных особенностей.
1.
Систематический развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и
представления детей.
2.
Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать,
сочинять, игры разные).
3.
Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению).
Важнейшим
условием полноценного эстетического воспитания является:
1.
Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.
2.
Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные
произведения).
3.
Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят).
4.
Индивидуальный подход.
Средства – это все, что педагог
сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на
эстетическое развитие детей.
1.
Эстетика быта, т. е. там, где дети находятся в течении дня;
2.
Природа;
3.
Искусство (литературные, музыкальные произведения);
4.
Художественная деятельность самих детей;
5.
Специальное обучение;
6.
Поведение самих взрослых (воспитателей, родителей).
В
целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной
и самостоятельной деятельности детей:
1.
Занятия (музыкальные, ИЗО);
2.
Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга»);
3.
Утренники и развлечения;
4.
Экскурсии и прогулки;
5.
Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД
Принципы эстетического воспитания:
1.
Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей
воспитательно-образовательной работой в образовательном учреждении.
2.
Детское творчество должно быть связано с жизнью.
3.
Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.
4.
Индивидуальный подход к детям.
5.
Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.
Особенность художественного творчества
детей.
Творчество
– это деятельность, направленная на создание общественно-значимого продукта,
оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.
Творчество
детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей, для близких
взрослых.
Но
значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование
личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии
каждого.
Творчеству
можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и
умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и
овладения навыками и умениями.
Под
художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание
объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок,
танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.); придумывание и известному ранние
неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой
обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.11.2022
Дата обновления: 15.11.2022
Дата публикации: 15.11.2022