Аналитическая справка по эстетическому воспитанию дошкольников в ДОУ

15.11.2022

Процесс эстетического воспитания в формировании личности ребенка в МБДОУ "Золотая рыбка".

      Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомя детей с красотой, мы воспитывает ум и чувство ребёнка, способствуем развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания в нашем д/с решаются следующие задачи: систематически развиваем эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формируем основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышаем и познавательную активность, которая влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство радости, заинтересованности. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры, для этого в нашем д/с в каждой группе есть центр сенсорного развития, где дети совместно с воспитателем исследуют предметы, выделяют цвет, величину, форму. Развивают мелкую моторику рук, обогащают тактильную чувствительность ладоней, формируют зрительную память воображения.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Задачами эстетического воспитания дошкольников, можно представить двумя целями.

Первая цель направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая цель направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные цели дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

В формировании эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит  игре и образовательной деятельности. В игровой и образовательной деятельности мы знакомим детей с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.

Так, наши воспитатели знакомят детей с народными сказками, с произведениями С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, слушая произведения П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского и других композиторов, дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь ее.

Цветок лучше сохранить на клумбе, а, чтобы он расцвел и доставил радость другим, за ним надо ухаживать. Так в процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Для реализации задач эстетического воспитания детей необходимы определённые условия. Прежде всего, это среда, в которой ребёнок живёт и развивается.

Эстетическое воспитание детей наши воспитатели осуществляют путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

В нашем детском саду 12 групп и в другом блоке еще 3 группы.  Каждая группа имеет своё название: «Дельфинчики», «Матрешки», «Капельки», «Звездочки», «Жемчужинки», «Гномики», «Пчелки», «Лучики», «Кораблик», «Осьминожки», «Радуга», «Неваляшки», «Дочки – сыночки», «Солнышко», которые соответствуют своему названию и отличаются эстетической красотой друг от друга.

 В группах эстетически оформлены центры развития для детей: центр Сенсорики, ряжения, музыкальный центр т.д. Дети с большим интересом в центрах играют, получают новые знания и закрепляют старые.

Чистоту в группе, создающую уют и красоту, дети поддерживают сами, не сорят, убирают за собой игрушки и книги. Так в процессе трудового воспитания осуществляются задачи эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен спокойных, светлых тонов.

Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:

-целесообразность, практическая оправданность обстановки.

-чистота, простота, красота.

-правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.

Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль.

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно богатой и доброжелательной.

Эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, но и её понимание, её познание.

Мощным средством эстетического воспитания является природа.

Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа - это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка.

Так, например, познание природы возможно только при непосредственном общении с ней, которая происходит как правило, на экскурсиях, во время прогулок. С детьми мы наблюдаем за происходящим в природе, прослушиваем музыкальные произведения, посвящённые природным явлениям, сезонам, рассматриваем полотна великих художников-пейзажистов, а также знакомим со сказками, стихами, рассказами о природе.

Поэтому наши воспитатели основательно готовятся к проведению экскурсий, в процессе которых дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Экскурсии при правильной подготовке и проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей.

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка. Читая сказку, дети учатся видеть и понимать прекрасное, начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова.

Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - в этом был убежден В.А.Сухомлинский.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная.

Эстетическое воспитание детей в нашем д/с осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры – драматизации, посещение театрализованных постановок. Эти игры проходят под руководством воспитателя.

Значительное место в педагогическом процессе д/с и в жизни детей занимают праздники и развлечения.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:Хочу такой сайт

-систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

-приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

-формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

-развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.

 Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Наши воспитатели помогают семьям создавать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Они рассказывают о важности эстетики быта, советуют, что читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести, добиваются чтобы у ребёнка в семье было всё необходимое для проведения детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги. Устанавливают преемственность в эстетическом воспитании детского сада и семьи, формируют первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Задачи эстетического воспитания с учетом возрастных особенностей.

1. Систематический развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и представления детей.

2. Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные).

3. Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению).

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является:

1. Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.

2. Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения).

3. Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят).

4. Индивидуальный подход.

Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей.

1. Эстетика быта, т. е. там, где дети находятся в течении дня;

2. Природа;

3. Искусство (литературные, музыкальные произведения);

4. Художественная деятельность самих детей;

5. Специальное обучение;

6. Поведение самих взрослых (воспитателей, родителей).

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей:

1. Занятия (музыкальные, ИЗО);

2. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга»);

3. Утренники и развлечения;

4. Экскурсии и прогулки;

5. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД

Принципы эстетического воспитания:

1. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в образовательном учреждении.

2. Детское творчество должно быть связано с жизнью.

3. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.

4. Индивидуальный подход к детям.

5. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.

Особенность художественного творчества детей.

Творчество – это деятельность, направленная на создание общественно-значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей, для близких взрослых.

Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.); придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.).

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.11.2022

Дата обновления: 15.11.2022

Дата публикации: 15.11.2022

Наверх

Благодарственное письмо

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».