15.09.2022
НАСТУПАЕТ ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПРЕБЫВАНИЯ НАШИХ ДЕТЕЙ В
ДЕТСКОМ САДУ!
•Скоро школа распахнет свои двери перед детьми и
начнется новый период жизни. Они станут ПЕРВОКЛАССНИКАМИ, а вы дорогие мамы и
папы, вместе с ними окунетесь в школьные года.
Быть
готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть
готовым к школе - значить быть готовым всему этому учиться!
Начало
обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже),
безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно
новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под
готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний,
умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на
качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности.
И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но
и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо
учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо
учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так
далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть,
наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей
к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он
оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого
компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к
своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы
ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
1. Физическая готовность - это
такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные
нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и
переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и
закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и
школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения
врачей, заболевания ребенка (Хорошо ли ребенок видит, слышит, развита ли у него
координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может
ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребенок
здоровым, бодрым).
2. Интеллектуальная готовность
включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков
(умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную
информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной
системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в
умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не
обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника
грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребенка на
работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на
себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может
быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.
Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают
демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
4. Мотивационная готовность предполагает
обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы
готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с
игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не
готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок
хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который,
ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе.
Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый
социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные
принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что
только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не
имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы
ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс
обучения осуществляют, используя игровые формы.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет
больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его
жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом
школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже
если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни –
серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего
образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
· к новому педагогу;
· к новому
коллективу;
· к новым
требованиям;
· к повседневным
обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс
приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка
есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей школьные требования
оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период
адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются
в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их
избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них
внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
· не так часто
обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа
есть!»),
· не уделяют
внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со
временем пройдет…»),
· на наличие или
отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
· не обучают ребенка
управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются не
сформированы важные компоненты школьной готовности.
Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале
со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам
могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения.
Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для
ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут
стимулировать такие стереотипы воспитания:
(слайд 7)
· «Вот пойдёшь в
школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство
тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
· «Знаешь, как мы
будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может
стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а
значит уверенности в себе.)
· «Учись так, чтобы
мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное
самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический
груз приводит ребёнка к неврозу.)
· «Ты обещаешь мне
не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте
перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
· «Попробуй мне
только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью
угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться
комплекс неполноценности).
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать
за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный
фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание.
Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и
сам процесс обучения становился для него потребностью.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В
ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы,
основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера,
их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы;
зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные
сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные
геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на
листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать
прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных
звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски,
квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по
контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить
вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных,
людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно
закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять
счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить
состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 –
35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в
положении сидя.
Сейчас мы бы хотели остановиться на рекомендациях
для родителей будущих первоклассников, которым необходимо следовать на этапе
подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
· Будите ребенка
спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.
· Не подгоняйте с
утра, не дергайте по пустякам.
· Пожелайте ребенку
удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.
· После школы , не
обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.
· Выслушав замечания
учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать
"обе стороны" и не торопиться с выводами.
· После школы не
торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе
хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
· Не заставляйте
делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15
минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.
· Во время
приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.
· Выработайте единую
тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что - то не получается,
посоветуйтесь с учителем.
· Будьте внимательны
к жалобам ребенка.
· Помогите своему
ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
· Приучайте ребёнка
содержать свои вещи в порядке.
· Не пугайте ребёнка
трудностями и неудачами в школе.
· Научите ребёнка
правильно реагировать на неудачи.
· Помогите ребёнку
обрести чувство уверенности в себе.
· Приучайте ребёнка
к самостоятельности.
· Учите ребёнка
чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
· Стремитесь сделать
полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Советы родителям:
v Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить
дело до конца.
v Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность,
пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки,
составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок
рассуждает вслух.
v Развитость тонкой моторики - основной
показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в
целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые нарушения в этой
цепи приводят к отставанию.
Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет
должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться
иголкой, разными природными материалами и т. д.
v По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его
размышлять, исследовать и ясно и точно излагать свои мысли.
v Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите
ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня
нет.
v Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок
понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли
оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он
осуждает, других одобряет.
Следите за правильностью, отчетливостью
произнесения звуков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.03.2023
Дата обновления: 08.03.2023
Дата публикации: 15.09.2022