21.08.2023
Доклад
«Роль
психолого-педагогического консилиума
в
создании оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации
дошкольников с РАС, ДЦП, ЗПР
посредством
психолого-педагогического сопровождения».
Педагог-психолог МБДОУ д/с № 143
«Золотая рыбка»
Бальжинимаева Н.А.
План:
1. Введение
в тему доклада (терминология, статистика по ДОУ)
2. Организация
деятельности ПМП консилиума МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»
3. Создание
оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации дошкольников с
РАС, ДЦП, ЗПР в МБДОУ д/с № 143
4. Сотрудничество
с РПМПК
5. Презентация
зрительного ряда создания условий предметно-развивающей среды в детском саду
«Золотая рыбка»
1.
Введение
в тему доклада.
-
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я
хотела бы начать свой доклад с общей терминологии темы нашего разговора.
Законодательно закреплены две категории
детей: дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
Ребёнок с ОВЗ – это физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые
подтвердила РПМПК и которые препятствуют получению образования без создания
специальных условий (ч.16 ст.2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»). Специалисты РПМПК обследуют ребёнка в
возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (з. п.) заключение с рекомендациями,
которые определяют образовательную программу, форму обучения и направления
работы специалистов сопровождения.
Статус инвалида гражданам РФ присваивает
Бюро медико-социальной экспертизы.
В
связи с этим, важно понимать, что - обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом,
а ребёнок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий
обучения.
-
Наше дошкольное образовательное учреждение № 143 «Золотая рыбка»
комбинированного вида осуществляет образовательную деятельность, в том числе и
для детей с ОВЗ.
В настоящее время детский сад посещают дети:
-
с нарушениями зрения – 40 детей;
-
с тяжёлыми нарушениями речи – 43 ребёнка;
-
с РАС – 4 детей;
-
с ДЦП – 1 реб. (выпустился в школу)
-
с ЗПР – 5 детей. (имеющих документальное подтвеждение)
Эти
дети имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании
специальных образовательных условий.
С инвалидностью – 12 детей, не все из
них нуждаются в создании специальных условий.
2.
Организация
деятельности ПМП консилиума МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»
Важную роль в создании оптимальных
условий для образования и социализации воспитанников с ОВЗ играет
функционирование в образовательном учреждении ПМП консилиума как формы
взаимодействия специалистов учреждения, направленной на обеспечение коррекционно-развивающего
психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с «особыми
образовательными потребностями».
Хочу познакомить вас с опытом работы
такого консилиума в МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка».
Во-первых,
деятельность ПМП консилиума строго регламентирована следующими
нормативно-правовыми документами:
-
Положение о ПМПк МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»,
в котором прописаны такие
разделы как -
·
Общие положения (форма, цель, механизм
деятельности консилиума);
·
Основные направления деятельности
(диагностическая, консультативная функции, разработка проекта
психолого-педагогического сопровождения воспитанника и его семьи, организация
коррекционно-развивающей помощи ребёнку);
·
Основные задачи;
·
Организация работы и документация;
·
Состав ПМП консилиума (Председатель ПМПк
- старший воспитатель, специалисты – логопеды, тифлопедагоги или дефектологи,
педагог-психолог, а также воспитатели, представляющие воспитанника на консилиум);
·
Права и обязанности специалистов ПМПк;
·
Ответственность ПМПк.
-
План работы ПМП консилиума на учебный год, имеет свою
структуру:
·
Цель (н/р, создание целостной системы
психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ…)
·
Задачи
·
План работы, прописаны заседания и мероприятия
ПМПк в течение учебного года, примерная тематика:
- Установочное заседание – Сентябрь
- Итоги сбора информации о детях,
нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении – Октябрь-ноябрь
- Динамика развития воспитанников –
Январь
- Итоги работы за год – Май
Также могут быть внеплановые заседания по возникающим ситуациям или
вопросам в
течение года.
- Заключения
Республиканской ПМПК о создании специальных условий для получения
образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью, в котором прописано:
·
Рекомендованная АООП
·
Специальные методы и пособия
·
Организация пространства
·
Степень необходимости тьюторского
сопровождения
·
Направления коррекционной работы для
специалистов ДОУ
Во-вторых, в нашем ДОУ в рамках ПМП
консилиума разработан и действует «Алгоритм работы по сопровождению детей с
ОВЗ». (Слайд …)
Алгоритм
организации образовательной деятельности
для детей с ОВЗ
в МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»
На начальном этапе
поступления ребёнка с ОВЗ, проводится первичная встреча с семьей с целью
знакомства и сбора информации о развитии ребёнка, выяснения образовательного
запроса со стороны родителей.
В работу с детьми
данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения,
администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник,
воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи,
инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые
способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для
облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации.
Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации
воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят
беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального
развития и адаптации детей в обществе, а также оказание методической помощи
родителям. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях
между ДОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует
созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной
образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с
ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья.
Как показывает практика, очень малое
количество детей с проблемами в развитии поступают с детский сад со статусом
«ребёнок с ОВЗ». В основном, категорию таких детей составляют воспитанники
детского сада, проблемы в развитии которых, выявились в процессе освоения ими
ООП в течение учебного года.
Педагоги
рекомендуют таких детей к ПМП консилиуму ДОУ, проводится обследование специалистами
ПМПк, ребёнок направляется на РПМПК для получения статуса «ребёнок с ОВЗ», а
также рекомендаций и направлений работы
для педагогов ДОУ.
На следующем этапе
ребёнок с ОВЗ проходит углублённое комплексное психолого-педагогическое
обследование у специалистов ПМП консилиума ДОУ.
Цель обследования – выявить уровень актуального развития ребёнка и
определить объём коррекционно - развивающей помощи на определённый период.
После этого разрабатывается Адаптированная основная образовательная программа.
Далее проводится
организационная работа по проектированию, разработке и утверждению АООП для
ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида.
Учитывая возрастные и индивидуальные
особенности ребёнка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются
цели и задачи образовательной программы (обсуждается
необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы
получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и
индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения,
определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Далее педагогами и
специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на
основе разработанной образовательной программы для конкретного ребёнка с ОВЗ
или ребёнка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные
индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой
программы, а также коррекционные направления для конкретного ребёнка,
рекомендованные специалистами учреждения.
Так как оптимальный
вариант разработки и реализации ИОМ для воспитанника составляет один год,
корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной
диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа
промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в ИОМ для
конкретного ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида.
В конце учебного года
по итогам реализации ИОМ в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
(ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребёнка,
обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью
обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка с
ОВЗ или ребёнка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и
обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными
представителями) для определения дальнейших форм работы с ребёнком, педагогами
и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
3.
Создание
оптимальных условий и психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с
РАС, ДЦП, ЗПР в МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»
Психолого-педагогическое
сопровождение – это целостная, системно
организованная деятельность, в процессе которой создаются
социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и
развития каждого ребёнка в образовательной среде.
Психологическое сопровождение ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную
технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку, родителям и
педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации как со
стороны педагога-психолога, так и со стороны всего педагогического коллектива в
целом.
Целью психолого-педагогического сопровождения
развития ребёнка в образовательном учреждении является создание психологических
условий для нормального развития и успешного обучения ребёнка.
Задачи психолого-педагогического
сопровождения:
1. Создать
для ребёнка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и
педагогическом составе.
2. Изучать
индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной,
эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
3.
Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах,
специальных формах организации их деятельности.
4.
Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
5. Повышать
психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и
развития ребёнка.
Среди условий организации инклюзивной
деятельности ОУ по психолого-педагогическому сопровождению ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья необходимо:
1.
Сотрудничество с Республиканским центром образования, и созданной в нём РПМПК.
2.
Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или
сети (ЦРП «Солнышко», «Сэлэнгэ», «Лучик», СКОШИ и т.п.), в том числе взаимный
обмен технологиями, материалами, информацией и документами.
3. Наличие
подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров.
4.
Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности
специалистов.
5. Наличие команды
специалистов сопровождения: координатор (старший воспитатель),
педагог-психолог, логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог) и т.д.
6.
Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными
задачами.
7.
Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.
8. Наличие
специального оборудования и средств, модулирующих образовательное пространство
группы и детского сада.
В настоящее время в нашем детском саду
практикуется две формы организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ –
-
Включение детей с ОВЗ в комбинированные группы ДОУ - дети с нарушением зрения, с ТНР, РАС, ЗПР,
ДЦП, такая форма обусловлена тем, что с детьми этих групп, кроме воспитателей,
на постоянной основе работают специалисты – логопеды, тифлопедагоги,
педагог-психолог, что обеспечивает создание более эффективной и комфортной
образовательной среды для «особенных» детей
Группа
кратковременного пребывания «Особый ребёнок», функционирует в режиме
«возникающей потребности» - для воспитанников с ОВЗ, имеющих трудности с
адаптацией к режиму детского сада и социализацией в среде сверстников, в
основном это дети с РАС и ЗПР, также практикуется сопровождение ребёнка в
группе близким родственником (мама, папа, бабушка) по предварительной
договорённости.
Особенности психолого-педагогического
сопровождения детей с РАС и ЗПР тесно связаны с индивидуальными
образовательными потребностями конкретного ребёнка и запросом его родителей. В
основном, это коррекционно-развивающая работа по развитию навыков социальной
адаптации или, наоборот, преодоление социальной депривации, коррекция
поведенческих проблем, формирование коммуникативных (навык просьбы, обращение
по имени) навыков, игровой деятельности, базовых учебных навыков и
познавательной сферы (сидеть за столом, смотреть и слушать педагога, выполнять
инструкцию), а также развитие навыков саморегуляции поведения и компетенций
эмоционально-волевой сферы.
Для
решения этих задач в детском саду используются различные современные технологии
и приёмы в работе с детьми – элементы АВА терапии (визуальное расписание,
тренинги, чек-листы), сенсорная интеграция (использование оборудования
«Сова-нянька», тактильное оборудование), релаксации и уголки уединения, щадящий
режим пребывания, индивидуальный подход. (Слайды)
Особенности работы с воспитанниками,
имеющими НОДА, заключаются в индивидуализации образовательного процесса как на
занятиях, так и в совместной деятельности, реабилитация и развитие
сенсомоторных навыков, в том числе и с использованием оборудования
«Сова-нянька», элементов детской йоги и логоритмики с учётом медицинских
противопоказаний.
4. Сотрудничество с РПМПК как условие успешной интергации воспитанников
с ОВЗ на следующих этапах образования.
На
протяжении многих лет МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка» поддерживает взаимосвязь
с Республиканским центром образования, направляя воспитанников, имеющих
проблемы в развитии или освоении ООП, на обследование в Республиканскую
психолого-медико-педагогическую комиссию. Процедура подготовки документов,
обследование, заключение и рекомендации специалистов РПМПК помогают родителям
детей с ОВЗ понять и принять проблему ребёнка, даже если они ранее не прислушивались
к рекомендациям педагогов детского сада. Заключение РПМПК позволяет эффективно
планировать дальнейший процесс коррекционно-развивающей работы с ребёнком и
варианты следующей ступени его образования.
5. Презентация зрительного ряда созданных
условий предметно-развивающей среды с учётом воспитанников с ОВЗ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2023
Дата обновления: 21.08.2023
Дата публикации: 21.08.2023