Доклад «Роль психолого-педагогического консилиума в создании оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации дошкольников с РАС, ДЦП, ЗПР посредством психолого-педагогического сопровождения».

21.08.2023

Доклад

«Роль психолого-педагогического консилиума

в создании оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации дошкольников с РАС, ДЦП, ЗПР

посредством психолого-педагогического сопровождения».

 

Педагог-психолог МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»

Бальжинимаева Н.А.

 

План:

1.      Введение в тему доклада (терминология, статистика по ДОУ)

2.      Организация деятельности ПМП консилиума МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»

3.      Создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации дошкольников с РАС, ДЦП, ЗПР в МБДОУ д/с № 143

4.      Сотрудничество с РПМПК

5.      Презентация зрительного ряда создания условий предметно-развивающей среды в детском саду «Золотая рыбка»

   

1.      Введение в тему доклада.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я хотела бы начать свой доклад с общей терминологии темы нашего разговора.

    Законодательно закреплены две категории детей: дети с ОВЗ и дети-инвалиды.

Ребёнок с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила РПМПК и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч.16 ст.2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»).  Специалисты РПМПК обследуют ребёнка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (з. п.) заключение с рекомендациями, которые определяют образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

 Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы. 

В связи с этим, важно понимать, что - обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребёнок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.

- Наше дошкольное образовательное учреждение № 143 «Золотая рыбка» комбинированного вида осуществляет образовательную деятельность, в том числе и для детей с ОВЗ.

 В настоящее время детский сад посещают дети:

- с нарушениями зрения – 40 детей;

- с тяжёлыми нарушениями речи – 43 ребёнка;

- с РАС – 4 детей;

- с ДЦП – 1 реб. (выпустился в школу)

- с ЗПР – 5 детей. (имеющих документальное подтвеждение)

Эти дети имеют особые образовательные потребности и нуждаются в создании специальных образовательных условий.

С инвалидностью – 12 детей, не все из них нуждаются в создании специальных условий.

2.      Организация деятельности ПМП консилиума МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»

      Важную роль в создании оптимальных условий для образования и социализации воспитанников с ОВЗ играет функционирование в образовательном учреждении ПМП консилиума как формы взаимодействия специалистов учреждения, направленной на обеспечение коррекционно-развивающего психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с «особыми образовательными потребностями».

   

     Хочу познакомить вас с опытом работы такого консилиума в МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка».

Во-первых, деятельность ПМП консилиума строго регламентирована следующими нормативно-правовыми документами:

- Положение о ПМПк МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка», в котором прописаны такие 

       разделы как -

·         Общие положения (форма, цель, механизм деятельности консилиума);

·         Основные направления деятельности (диагностическая, консультативная функции, разработка проекта психолого-педагогического сопровождения воспитанника и его семьи, организация коррекционно-развивающей помощи ребёнку);

·         Основные задачи;

·         Организация работы и документация;

·         Состав ПМП консилиума (Председатель ПМПк - старший воспитатель, специалисты – логопеды, тифлопедагоги или дефектологи, педагог-психолог, а также воспитатели, представляющие воспитанника на консилиум);

·         Права и обязанности специалистов ПМПк;

·         Ответственность ПМПк.

 

- План работы ПМП консилиума на учебный год, имеет свою структуру:

·         Цель (н/р, создание целостной системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ…)

·         Задачи

·         План работы, прописаны заседания и мероприятия ПМПк в течение учебного года, примерная тематика:

- Установочное заседание – Сентябрь

- Итоги сбора информации о детях, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении – Октябрь-ноябрь

- Динамика развития воспитанников – Январь

- Итоги работы за год – Май

        Также могут быть внеплановые заседания по возникающим ситуациям или вопросам в   

        течение года.

- Заключения Республиканской ПМПК о создании специальных условий для получения образования обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью, в котором прописано:

·         Рекомендованная АООП

·         Специальные методы и пособия

·         Организация пространства

·         Степень необходимости тьюторского сопровождения

·         Направления коррекционной работы для специалистов ДОУ

 

       Во-вторых, в нашем ДОУ в рамках ПМП консилиума разработан и действует «Алгоритм работы по сопровождению детей с ОВЗ». (Слайд …)

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм

организации образовательной деятельности

для детей с ОВЗ

в МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»

 

Ребёнок, поступивший в ДОУ

со статусом «обучающийся с ОВЗ»

Ребёнок-воспитанник ДОУ

 

 

Первичная встреча с семьёй, сбор информации,

выявление образовательного запроса

 

 

Выявление детей с проблемами в развитии

 и освоении ООП в течение учебного года

 

Администрация ДОУ:

- заключает договор о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями), -  создание специальных условий предполагающих формирование адаптированной образовательной среды.Хочу такой сайт

 

Воспитатели:

 

- способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации,

 - осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса.

 

 

Специалисты:

 

- проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, 

- оказание методической помощи родителям.

 

Ребёнок направляется на РПМПК

для определения статуса и получения рекомендаций и направлений работы для педагогов ДОУ

 

 

Комплексное  психолого-педагогическое обследование у специалистов

ПМП консилиума ДОУ.

Цель обследования – выявить уровень актуального развития ребёнка и определить объём

коррекционно - развивающей помощи на определённый период.

 

Разработка АООП

 

Разработка ИОМ

 

Реализация АООП и ИОМ

 

Промежуточная диагностика, анализ, корректировка ИОМ

 

Дальнейшая реализация АООП и ИОМ

 

Итоговая диагностика

 

Итоговая встреча с родителями,

определение дальнейших форм образовательной деятельности

 

 

     На начальном этапе поступления ребёнка с ОВЗ, проводится первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребёнка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание методической помощи родителям. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ДОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ, отслеживает состояние их здоровья.

    Как показывает практика, очень малое количество детей с проблемами в развитии поступают с детский сад со статусом «ребёнок с ОВЗ». В основном, категорию таких детей составляют воспитанники детского сада, проблемы в развитии которых, выявились в процессе освоения ими ООП в течение учебного года. 

Педагоги рекомендуют таких детей к ПМП консилиуму ДОУ, проводится обследование специалистами ПМПк, ребёнок направляется на РПМПК для получения статуса «ребёнок с ОВЗ», а также  рекомендаций и направлений работы для педагогов ДОУ.

   На следующем этапе ребёнок с ОВЗ проходит углублённое комплексное психолого-педагогическое обследование у специалистов ПМП консилиума ДОУ.

Цель обследования – выявить уровень актуального развития ребёнка и определить объём коррекционно - развивающей помощи на определённый период. После этого разрабатывается Адаптированная основная образовательная программа.

      Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению АООП для ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, медицинские показатели, рекомендации ПМПк  ДОУ, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи  образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

      Далее педагогами и специалистами ДОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ДОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребёнка, рекомендованные специалистами учреждения.

  Так как оптимальный вариант разработки и реализации ИОМ для воспитанника составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в ИОМ для конкретного ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида.

     В конце учебного года по итогам реализации ИОМ в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребёнка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ или ребёнка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребёнком, педагогами и специалистами ДОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

 

3.      Создание оптимальных условий и психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с РАС, ДЦП, ЗПР в МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка»

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.

     Психологическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации как со стороны педагога-психолога, так и со стороны всего педагогического коллектива в целом.

    Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в образовательном учреждении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребёнка.

    Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Создать для ребёнка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе сверстников и педагогическом составе.

2. Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3. Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.

4. Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.

5. Повышать психологическую компетентность учителей, родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

      Среди условий организации инклюзивной деятельности ОУ по психолого-педагогическому сопровождению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо:

1. Сотрудничество с Республиканским центром образования, и созданной в нём РПМПК.

2. Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями вертикали или сети (ЦРП «Солнышко», «Сэлэнгэ», «Лучик», СКОШИ и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами.

3. Наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования кадров.

4. Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов.

5. Наличие команды специалистов сопровождения: координатор (старший воспитатель), педагог-психолог, логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог) и т.д.

6. Организация деятельности этих специалистов как психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения с соответствующими выделенными задачами.

7. Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.

8. Наличие специального оборудования и средств, модулирующих образовательное пространство группы и детского сада.

 

     В настоящее время в нашем детском саду практикуется две формы организации образовательной деятельности для детей  с ОВЗ –

—  - Включение детей с ОВЗ в комбинированные группы ДОУ  - дети с нарушением зрения, с ТНР, РАС, ЗПР, ДЦП, такая форма обусловлена тем, что с детьми этих групп, кроме воспитателей, на постоянной основе работают специалисты – логопеды, тифлопедагоги, педагог-психолог, что обеспечивает создание более эффективной и комфортной образовательной среды для «особенных» детей

 

—  Группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок», функционирует в режиме «возникающей потребности» - для воспитанников с ОВЗ, имеющих трудности с адаптацией к режиму детского сада и социализацией в среде сверстников, в основном это дети с РАС и ЗПР, также практикуется сопровождение ребёнка в группе близким родственником (мама, папа, бабушка) по предварительной договорённости.

 

     Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с РАС и ЗПР тесно связаны с индивидуальными образовательными потребностями конкретного ребёнка и запросом его родителей. В основном, это коррекционно-развивающая работа по развитию навыков социальной адаптации или, наоборот, преодоление социальной депривации, коррекция поведенческих проблем, формирование коммуникативных (навык просьбы, обращение по имени) навыков, игровой деятельности, базовых учебных навыков и познавательной сферы (сидеть за столом, смотреть и слушать педагога, выполнять инструкцию), а также развитие навыков саморегуляции поведения и компетенций эмоционально-волевой сферы.

      Для решения этих задач в детском саду используются различные современные технологии и приёмы в работе с детьми – элементы АВА терапии (визуальное расписание, тренинги, чек-листы), сенсорная интеграция (использование оборудования «Сова-нянька», тактильное оборудование), релаксации и уголки уединения, щадящий режим пребывания, индивидуальный подход. (Слайды)

      Особенности работы с воспитанниками, имеющими НОДА, заключаются в индивидуализации образовательного процесса как на занятиях, так и в совместной деятельности, реабилитация и развитие сенсомоторных навыков, в том числе и с использованием оборудования «Сова-нянька», элементов детской йоги и логоритмики с учётом медицинских противопоказаний.

4.      Сотрудничество с РПМПК  как условие успешной интергации воспитанников с ОВЗ на следующих этапах образования.

      На протяжении многих лет МБДОУ д/с № 143 «Золотая рыбка» поддерживает взаимосвязь с Республиканским центром образования, направляя воспитанников, имеющих проблемы в развитии или освоении ООП, на обследование в Республиканскую психолого-медико-педагогическую комиссию. Процедура подготовки документов, обследование, заключение и рекомендации специалистов РПМПК помогают родителям детей с ОВЗ понять и принять проблему ребёнка, даже если они ранее не прислушивались к рекомендациям педагогов детского сада. Заключение РПМПК позволяет эффективно планировать дальнейший процесс коррекционно-развивающей работы с ребёнком и варианты следующей ступени его образования.

5.      Презентация зрительного ряда созданных условий предметно-развивающей среды с учётом воспитанников с ОВЗ.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.08.2023

Дата обновления: 21.08.2023

Дата публикации: 21.08.2023

Наверх

Благодарственное письмо

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».