15.11.2022
«Лэпбук
как инновационное средство развития и обучения детей дошкольного возраста»
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки. «Лэпбук» – в
дословном переводе с английского языка значит «накопленная книга», или тематическая
интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками,
которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших
текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую
педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части
в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При
создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в
процессе собственной исследовательски – познавательной деятельности.
Работа с лепбуком отвечает основным тезисам организации партнерской
деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
Лэпбук:
– информативен;
– полифункционален;
– пригоден к использованию одновременно группой детей;
– обладает дидактическими свойствами;
– является средством художественно-эстетического развития ребенка;
– обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Чем привлекательна данная форма работы?
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
интересующей его теме.
2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.
3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности
взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или
тематической недели.
В результате данной культурной практики у детей развиваются универсальные
умения, такие как:
– умение планировать предстоящую деятельность;
– договариваться со сверстниками;
– распределять обязанности;
– искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
– самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
– принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
– используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Результат: улучшение качества развития детей, повышение устойчивого
интереса к знаниям; приобщение родителей к воспитательно – образовательному
процессу и совместному творчеству.
Лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Родители обеспечивают поддержку:
– организационную;
– техническую;
– информационную;
– мотивационную
Мероприятия
Данная форма работы при
детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные
проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает
родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и
потенциал дошкольника, но и развить их.
Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего
получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы.
Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому
вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть
тему.
Следующий этап – самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке
будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет
границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого –
текстового, до игр и развивающих заданий.
Все это рисуем на черновике, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом
легче понять, как расположить все элементы. Вырезаем детали, приклеиваем все на
свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.
При анализе работы с дошкольниками были выявлены следующие проблемы:
1. Ограниченный запас знаний по тематикам лэпбуков.
2. Отсутствие объектов наблюдения в нашем городе.
3. Необходимость пополнения наглядного материала и методического
сопровождения.
В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать
условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Родители
становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции
детского сада и семьи к совместной творческой деятельности. В процессе такого
творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но
и дизайнером, художником – иллюстратором, сочинителем собственных историй,
загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для
развития личности, мотивации и познавательных способностей ребенка.
На сегодняшний день в ДОУ разработано уже несколько лэпбуков на разные
темы. С целью реализации данной деятельности проводилась подготовительная
работа: анализ творческого потенциала детей и родителей; изучение методической
литературы; анкетирование родителей; проведение мастер – класса по изготовлению
лэпбука; организация тематических экскурсий, посещение библиотек; проведение
опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности; подбор игр,
литературы для изготовлений лэпбука. На родительских собраниях, в
индивидуальных беседах происходила корректировка направлений изготовления
лэпбука. Обсуждалась их актуальность и участие родителей на различных этапах её
изготовления. По содержанию лэпбуки получились разнообразными. Тематика зависит
от темы проекта и его событийности.