Адаптированная образовательная программа для реьбенка с тяжелыми нарушениями речи

Оглавление.
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка:
Принципы и подходы к формированию АОП;
Цели и задачи реализации АОП;
Планируемые результаты освоения АОП:
Срок реализации АОП;
Возраст обучающегося;
Кадровое обеспечение образовательного процесса;
Способы контроля ( педагогическая диагностика).
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста с ТНР
Характеристика особенностей развития ребёнка с общим недоразвитием речи III уровня развития речи
Краткая речевая характеристика ребёнка

II. Содержательный раздел.
Учебно - методический план;
Взаимодействие педагогических работников в процессе
реализации индивидуально ориентированной программы;
Содержание коррекционно-логопедической работы;
Психологическое сопровождение ребёнка;
Взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ.

III.Организационный раздел.
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями;
Индивидуальный режим инклюзивного включения ребенка с ОВЗ;
Список литературы.

I. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ,
ст.2, п.п. 28).
Основанием для составления адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ
дошкольного возраста послужили рекомендации ПМПК.
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы проблемы с социальной адаптацией последних. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДО здоровых детей и детей с особенными потребностями. Данная АОП предусматривает непосредственное
включения ребёнка с особыми потребностями в состав группы, где он занимается на общих
основаниях со всеми детьми.
Необходимость разработки АОП обусловлена тем, что у нормативно развивающихся
детей в дошкольном детстве общение, предметная, игровая изобразительная, конструктивная
и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личное ребенка в целом. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной
связи развития мышления и речи (Л. С.Выготский), можно сказать, что интеллектуальное
развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к
своеобразному формированию психики. Только в ходе целенаправленного обучения у таких
детей происходит полноценное развитие, следовательно необходимо создание специальных
условий, для наиболее успешного развития ребенка с ОВЗ в среде нормативно развивающихся сверстников.
В основу АОП положены программы: «От рождения до школы» под ред. Я Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Вариативная примерная адаптированная основная
образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищева; которые отражают современное понимание процесса воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и
обучения детей - дошкольников.
Принципы и подходы к формированию программы:
При разработке АОП учитывались ООП ДОО и современные, тенденции дошкольного
образования, нашедшие отражение в ФГОС и образовательных программах «От рождения
до школы» под ред. Я Е. Вераксы, Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой и «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»/ Н. В. Нищева.
АОП направлена на создание специальных условий и обеспечение необходимого психолого – педагогического сопровождения, для наиболее успешного развития детей с ОВЗ в
среде нормативно развивающихся сверстников в условиях инклюзивного включения в среду
старшей группы.
Цель программы: создание специальных условий и обеспечение необходимого психолого –
педагогического сопровождения, для наиболее успешного развития ребенка с ТНР старшего
дошкольного возраста при реализации инклюзивной практики в ДОО.







Задачи программы: развитие игровой, коммуникативной и познавательной деятельности,
развития речи и творческой активности ребенка; коррекция нарушений развития ребенка;
создание условий для успешной социальной адаптации.
Срок реализации АОП - 1 год (1-ый год обучения).
Возраст: 5-6 лет
Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Важным условием обеспечения коррекционно-развивающей работы является подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с особыми детьми и родителями.
Коррекционно-развивающая работа проводится следующими специалистами:
Воспитатели
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Музыкальный руководитель
Воспитатель по физкультуре
Ожидаемые результаты усвоения программы и способы контроля: освоение АОП в условиях инклюзивного включения в среду старшей группы. Оценка реализации АОП осуществляется путем логопедической, психологической и социально-педагогической подготовки.
Программа реализуется в условиях пятидневного посещения группы полного дня в индивидуальных и групповых видах организованной образовательной деятельности.
Предоставление ребенку времени для самостоятельной игровой деятельности является обязательным условием реализации программы в условиях совместного воспитания детей с разными образовательными потребностями.
Диагностические карты наблюдений детского развития
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Ф.И. ребенка

Группа дошкольного отделения
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям
социально- познаваречевое
художественнофизическое разкоммуника- тельное
развитие
эстетическое развитие
тивное раз- развитие
витие
витие

Оценка уровня развития
(на основе критериев заложенных в «Регистре качества образования» (МЦКО)
 показатель "сформирован" - означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
 показатель "находится в стадии формирования" - означает, что показатель периодически
проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
 показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его
появление носит случайный характер
Карты наблюдения во всем возрастным группам представлены в приложении.
Значимая для разработки и реализации Программы характеристика, в том числе характеристика особенностей развития ребёнка старшего дошкольного возраста

При разработке программы учитывались следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Характеристика контингента воспитанников с нарушениями развития речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех
компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный
темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи. У детей с ОНР
речь может находиться на разном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развития
при ОНР (Р. Е.Левина). Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста.
Третий уровень — дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни.
Они могут рассказать о своей семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время
у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и
фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют
обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.
Дети с третьим уровнем речевого развития при условии систематической логопедической помощи бывают готовы к поступлению в общеобразовательную школу, хотя испытывают определенные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматического конструирования связных высказываний,
недостаточной сформированностью фонематического восприятия, нарушением звукопроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогическую форму общения. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. В начальных классах они имеют значительные затруднения при овладении письмом и чтением, нередко имеются специфические нарушения письма и чтения.
У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено нерезко. Оно характеризуется тем, что нарушения всех уровней языковой системы проявляются в незначительной степени. Звукопроизношение может быть ненарушенным, но «смазанным» либо страдать в отношении двух—пяти звуков. Фонематическое восприятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ отстают в развитии от нормы. В устных высказываниях такие дети допускают смешения слов по акустическому сходству и по смыслу. Контекстная монологическая речь носит ситуативно-бытовой характер. Такие дети, как правило, обучаются в общеобразовательной школе, хотя успеваемость у них низкая. Они испытывают определенные
трудности при передаче содержания учебного материала, часто отмечаются специфические
ошибки письма и чтения. Эти дети также нуждаются в систематической логопедической помощи.
Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение усвоения всех
уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.
КРАТКАЯ РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
г.р.
Нарушение произношения: С, З, – шипящие, Ш, Ж, – губно-зубные; Л – губной, Л=
Й, Р, Р - отсутствуют. Оглушение согласных.

Фонематические представления не сформированы.
Грубые нарушения слоговой структуры.
Лексический запас не соответствует возрасту, ограничен обиходно-бытовой лексикой. Преобладает пассивный словарь, нарушена актуализация слов. Навыки словоизменения
и словообразования сформированы недостаточно. Наблюдаются аграмматизмы.
Пользуется самыми простыми синтаксическими конструкциями.
РЗ: общее недоразвитие речи (III уровень развития речи).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебно - методический план
Образовательная область
Познавательное развитие

Направление
работы специалиста

ФЭМП
Развитие позн.- исследов. деят., ознакомл. с социальным
миром, предметным,
миром природы.

Колво
часов
в неделю
1
0,5/
0,5

Используемые программы и технологии

Форма
проведения занятия

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО фронтальШКОЛЫ. Основная об- но
щеобразовательная программа дошкольного образования/под ред Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.:
Мозаика-Синтез,
2014.

Специалисты

воспитатель
учительлогопед,
педагогпсихолог

Речевое
развитие

Формирование правильного звукопроизношения и развитие речи: формирование
лексикограмматического
строя, связной речи

0,5

В соответветствии
с
комен
менда
дация
циями
ПМП
К

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО фронтальШКОЛЫ. Основная об- но
щеобразовательная программа дошкольного образования/под ред Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.:
Мозаика-Синтез,
2014.
В соответствии с реко- Индивид
мендациями ЦПМПК
Примерная адаптированная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи /
Л.Б. Баряева,
Т.В. Волосовец,
О.П.Гаврилушкина, Г.Г.
Голубева и др.; Под ред.
Проф. Л.В. Лопатиной. –
СПб., 2014.

Приобщение к х/лит.
Социально- социализация,
коммуника- разв. общения, нравтивное разви- ственное
тие
воспитание.
Реб. в семье и сообществе.
Самообслужив., самост-ть, труд. восп.
Формир. основ безопасности.
ОбразоваРазвитие всех видов
тельная деядетской деятельнотельность по
сти: игровой, комвсем обласмуникативной, потям
знавательной деятельности, развитие
речи, развитие основных движений,
разнообразных двигательных навыков,
совершенствование
тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной
координации, развитие творческой активности ребенка в

Восп-ль

Учительлогопед

Восп.
0,5
В режимных
моментах,
как
часть
занятия.
Все
время
пребывания в
ДОУ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.:
Мозаика-Синтез,
2014.обучения

подгрупповые,
индивидуальные

Педагогпсихолог,
воспитатель

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.:
Мозаика-Синтез,
2014.обучения

ГруппоВоспивые
татель,
НОД,
педагогв ходе
психорежимных
лог,
моментов,
учииндивительдуальные
логопед
занятия

соответствии с режимом.
Художественно эстетическое
развитие

Физическое
развитие

Муз. деят..

2

Приобщение к искусству, изобр. деят.

2

Конструкт.-модельн.

0,5

Формир. нач. предст.
о здоровом образе
жизни, физ. культура

3

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.:
Мозаика-Синтез,
2014.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред Н.Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –
М.:
Мозаика-Синтез,
2014.

Групповые
НОД

Музыкальный
руководить,
восп-ль

Групповые
НОД, в
ходе режимных
моментов
( зарядка)

Воспитатель
по физкультуре,
восп-ль

Взаимодействие педагогических работников в процессе
реализации индивидуально ориентированной программы
Образовательные области

Социальнокоммуникативное развитие

Направление
работы по
разделам
образовательной
области
Социализация

Содержание коррекционной работы

Специалисты,
осуществляющие коррекционную работу

Виды деятельности
по осуществлению
коррекции

Формирование
навыков невербальной коммуникации Общение и речевое развитие

Воспитатель
Педагогпсихолог
Учитель-логопед

Игра

Переход от неспецифических
манипуляций к специфическим.
Формирование простых игровых
действий. Обучение игровому
взаимодействию

Воспитатель
Педагогпсихолог

Самообслуживание, трудовое воспитание

Одевание и раздевание.
Навыки туалета.
Навыки приема пищи.
Элементарные трудовые навыки.

Воспитатель
Младший воспитатель.

Формиро-

Элементарные

Воспитатель

Повседневное общение, специально организованные
занятия, игра, обучение родителей
способам невербальной коммуникации
Включение в игровое взаимодействие
детей в условиях
группы. Специально
организованные игры-занятия
Игра, специально
организованные
занятия, организованная педагогом
деятельность в режимных моментах
Повседневная дея-

Познавательное развитие

вание основ безопасности.

навыки культурного поведения и Педагогсоблюдение правил безопасности психолог

Формирование целостной
картины
мира

Знакомство с окружающим миром, формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с
природой.
Мышление: Алгоритмы деятельности причинно- следственные
связи

Формирование элементарных
математических
представлений
Художественноэстетическое
развитие

Речевое развитие

Художественное
творчество
Конструктивномодельная
деятельность
Музыка

Развитие
речи

тельность, игра, специально организованные
занятия
Воспитатель
Повседневная деяПедагогтельность, специальпсихолог
но организованные
Учитель-логопед занятия, игра

Воспитатель
Педагогпсихолог

Специально организованные занятия,
игра, повседневная
деятельность
Специально организованные занятия,
игра, повседневная
деятельность

Сенсорное развитие всех видов
восприятия. Создание целостного образа окружающего

Воспитатель
Педагогпсихолог

Познание детьми дошкольного
возраста количественных и качественных отношений между
предметами, Формирование элементарных умений сопоставлять,
сравнивать, устанавливать соответствие между различными
множествами и элементами множеств.
Формирование интереса к рисованию,
лепке, аппликации, конструированию, музыкальной деятельности. Обучение способам действий в них.

Воспитатель
Педагогпсихолог

Специально организованные занятия,
игра, повседневная
деятельность

Воспитатель
Младший воспитатель

Специально организованные занятия.
Организация педагогом деятельности в
режимных моментах.
Игра.

Интерес к прослушиванию
песен и музыкальных произведений. Формирование элементарных певческих и музыкальных
навыков

Музыкальный
руководитель
Воспитатель

Развитие речи и формирование
коммуникативных способностей.
Систематизация и обобщение
речевого материала, приобретенного детьми в процессе других видов деятельности, расширение и уточнение словаря, акти-

Воспитатель
Педагогпсихолог
Учительлогопед

Специально организованные занятия.
Организация педагогом деятельности в
режимных моментах.
Игра.
Повседневное общение, специально организованные занятия, игра

Художественная литература
Физическое
развитие

Физическая культура
Формирование начальных
представлений о
здоровом
образе
жизни

визация связной речи, формирование основных функций речи
— фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная;
коррекция звукопроизношения у
детей.
Формирование восприятия художественного текста. Восприятие словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен)
Создание условий, побуждающих к двигательной активности.
Стимуляция двигательной активности. Развитие основных двигательных навыков. Обучение основным движениям.

Воспитатель
Музыкальный
руководитель

Повседневное общение, специально организованные занятия

Воспитатель по
физкультуре

Специально организованные занятия.
Организация педагогом деятельности в
режимных моментах.
Игра.

Содержание коррекционной психолого - педагогической работы
Педагог
Учительлогопед
Воспитатель

Образовательная
область
Речевое развитие

Содержание коррекционной психолого- педагогической работы
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий
предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой
основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания
действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с
продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их
использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных
и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ
РЕЧИ
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи

Планируемые показатели к концу года
Ребенок контактен, часто
становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции
адекватны и устойчивы, ребенок
эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся
к одному понятию; показать на
предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы
определенной геометрической
формы, обладающие определенными свойствами; понимает
различные формы словоизменения; понимает предложнопадежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы
существительных, дифференцирует формы единственного и
множественного числа глаголов,
глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную
речь; без ошибок дифференци-

некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единст- рует как оппозиционные звуки,
венном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах не смешиваемые в произношебез предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, нии, так и смешиваемые в проглаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
изношении; уровень развития
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования
экспрессивного словаря сооти на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилаветствует возрасту; ребенок
гательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с безошибочно называет по карсуффиксами-онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
тинкам предложенные предмеНаучить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительты, части тела и предметов;
ные и притяжательные прилагательные.
обобщает предметы и объекты,
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с изображенные на картинке; не
существительными в роде, числе, падеже.
допускает ошибок при называСовершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, нии действий, изображенных на
по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными чле- картинках; называет основные и
нами.
оттеночные цвета, называет
Сформировать умение составлять простые предложения с противительныформу указанных предметов;
ми союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
уровень развития грамматичеСформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также
ского строя речи практически
навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без пред- соответствует возрастной норлога).
ме; ребенок правильно употребРАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫляет имена существительные в
КОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
именительном падеже единстРазвитие просодической стороны речи
венного и множественного чисФормировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
ла, имена существительные в
Закрепить навык мягкого голосоведения.
косвенных падежах; имена суВоспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражне- ществительные множественного
ниях на координацию речи с движением.
числа в родительном падеже;
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуля- согласовывает прилагательные с
цию
существительными единственголоса.
ного числа; без ошибок употКоррекция произносительной стороны речи
ребляет предложно-падежные
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и своконструкции; согласовывает
бодной речевой деятельности.
числительные 2 и 5 с существиАктивизировать движения речевого аппарата, готовить его к формирова- тельными; образовывает суще-

нию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и
сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и
игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек
слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной
звукослоговой структуры.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из
двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных
признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной
игровой и речевой деятельности.
Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из
начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов,
слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его
произношением).
Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой
— звонкий, твердый — мягкий.
Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук,
мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

ствительные с уменьшительноласкательными суффиксами и
названия детенышей животных;уровень развития связной
речи практически соответствует
возрастной норме; без помощи
взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или
коллективно составленному
плану; составляет описательный
рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по
данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать
стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру
слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и
модуляция в норме. Темп и
ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги
с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный
гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового
анализа слов, анализа простых
предложений.

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать
умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать
ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать
вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких
текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Воспитатель
Педагогпсихолог
Учительлогопед

Познавательное
развитие

.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет) СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Ребенок различает и соСовершенствовать умение обследовать предметы разными способами.
относит основные и оттеночные
Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.
цвета, различает предложенные
Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подби- геометрические формы; хорошо
рать группу предметов по заданному признаку.
ориентируется в пространстве и
Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по в схеме собственного тела, понасыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о казывает по просьбе взрослого
расположении цветов в радуге.
предметы, которые находятся
Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить
вверху, внизу, впереди, сзади,
использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объ- слева, справа); показывает праемные фигуры.
вый глаз, левый глаз, правое
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
ухо, левое ухо; без труда склаРазвивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. дывает картинку из 4—6 частей
Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инст- со всеми видами разреза; скларументов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
дывает из палочек предложенРазвивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинка- ные изображения; ребенок знает
ми (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим названия плоских и объемных
темам.
геометрических форм (круг,
Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и класквадрат, треугольник, овал,
сификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, разпрямоугольник, куб, шар, ци-

меру, материалу).
Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.
Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о
почетной обязанности защищать Родину.
Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке
детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников
детского сада.
Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к
подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они
сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов,
определять цвет, величину, форму.
Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых.
Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.
Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать
сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи
между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними.
Воспитывать ответственность за них.
Систематизировать знания о временах года и частях суток.
Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10
с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в

линдр, кирпичик, конус) , различает их и использует в деятельности; знает и различает основные и оттеночные цвета:
красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, серый,
белый, черный; различает параметры величины и владеет навыками сравнения предметов по
величине; умеет проводить анализ объектов, называя целое, а
потом вычленяя его части, детали; умеет соединять детали для
создания постройки, владеет
разными способами конструирования; хорошо ориентируется
в пространстве и определяет положение предметов относительно себя; владеет навыками счета
в пределах пяти; у ребенка
сформированы обобщающие
понятия: деревья, овощи, фрукты, цветы, животные, птицы,
рыбы, насекомые, транспорт,
игрушки, одежда, обувь, посуда,
мебель; ребенок умеет обобщать
предметы по определенным
признакам и классифицировать
их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные
связи между явлениями природы; знает и соблюдает некоторые правила поведения в приро-

речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы Сколько
де, знает, что нельзя разорять
всего? Который по счету? Совершенствовать навык отсчитывания предметов из муравейники, доставать птенцов
большего количества в пределах 10.
из гнезд, ломать ветки деревьев
Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
и т. п.
Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания
разными способами.
Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.
Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные
части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть.
Формировать представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.
Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз,
пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче).Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем
и убывающем порядке в пределах 10.
Учить измерять объем условными мерками.
Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб,
цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
Формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.
Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.
Формировать навыки ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.
Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене
частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном
отрезке, как неделя, об очередности дней недели.
Воспитатель
Педагогпсихолог

СоциальноФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ
коммуникативное
Приобщать детей к моральным ценностям человечества. Формировать
развитие
нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих
ситуаций. Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения,
формами и способами общения.

Ребенок принимает активное участие в коллективных
играх, изменяет ролевое поведение в игре, проявляет инициативность в игровой деятельно-

Воспитывать честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их.
Учить быть требовательным к себе и окружающим.
Прививать такие качества, как коллективизм, человеколюбие, трудолюбие.
Формировать представления о правах и обязанностях ребенка.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ
Продолжать формирование Я-образа.
Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.
Воспитывать в девочках скромность, умение заботиться об окружающих.
Воспитывать любовь к родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду.
Учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.
Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость
на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность. Учить справедливо оценивать
свои поступки и поступки товарищей.
Подвижные игры
Учить детей овладевать основами двигательной и гигиенической культуры. Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. Учить организовывать игрысоревнования, игры- эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила. Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, чувства справедливости.
Настольно-печатные дидактические игры
Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Обогащать в игре знания и представления

сти, организует игры на бытовые и сказочные сюжеты; принимает участие в других видах
совместной деятельности; умеет
регулировать свое поведение на
основе усвоенных норм и правил; положительно оценивает
себя и свои возможности; владеет коммуникативными навыками, умеет здороваться, прощаться, благодарить, спрашивать разрешения, поздравлять с
праздником, умет выразить свои
чувства словами; знает свои имя
и фамилию, имена и отчества
родителей и других членов семьи, имена и отчества педагогов; знает, в какой стране и в
каком населенном пункте он
живет; с охотой выполняет поручения взрослых, помогает готовить материалы и оборудование для совместной деятельности, а потом помогает убирать
их; убирает игровое оборудование, закончив игры; с удовольствием принимает участие в
продуктивной трудовой деятельности; имеет представления
о труде взрослых, названиях
профессий, трудовых действиях
представителей этих профессий,
понимает значимость труда
взрослых.

об окружающем мире. Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений. Развивать дружелюбие и дисциплинированность.
Сюжетно-ролевая игра
Обогащать и расширять социальный опыт детей. Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками. Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов. Учить самостоятельно организовывать
сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли,
прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры. Учить расширять игровой сюжет
путем объединения нескольких сюжетных линий. Развивать эмоции, воспитывать
гуманные чувства к окружающим.
Театрализованные игры
Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по
знакомым сказкам. Совершенствовать творческие способности, исполнительские
навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами. Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение
перевоплощаться, духовный потенциал.
СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном
значении, прививать интерес к труду взрослых. Знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности.
Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом
творчество, инициативу, ответственность. Учить доводить дело до конца, бережно относиться к объектам трудовой деятельности, материалам и инструментам.
Совершенствовать навыки самообслуживания.
Прививать желание участвовать в хозяйственно-бытовой деятельности,
наводить порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурных по
столовой, на занятиях, в уголке природы.
Развивать желание заниматься ручным трудом, ремонтировать вместе со
взрослыми книги, игры, игрушки; изготавливать поделки из природного материала; делать игрушки для сюжетно-ролевых игр.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Учить детей соблюдать технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в скверах и парках, в общественных местах, за городом, в
лесу, вблизи водоемов.
Совершенствовать знание правил дорожного движения, продолжать знакомить с некоторыми дорожными знаками (Дети. Пешеходный переход. Подземный пешеходный переход. Остановка общественного транспорта. Велосипедная
дорожка).
Продолжать знакомить детей с работой специального транспорта. Познакомить с работой службы МЧС.
Закрепить правила поведения с незнакомыми людьми.
Закрепить знание каждым ребенком своего домашнего адреса, телефона,
фамилии, имени и отчества родителей.
Расширять представления о способах взаимодействия с растениями и животными. Закреплять представления о том, что общаться с животными необходимо так, чтобы не причинять вреда ни им, ни себе.
Воспитатель
Музыкальный
руководитель

1

Художественно эстетическое
развитие

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1
Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.
Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.
Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных
природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Совершенствовать конструктивныйпраксис в работе с разрезными картинками (4—12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками

Ребенок знаком с произведениями различной тематики,
эмоционально реагирует на
прочитанное, высказывает свое
отношение к нему, может оценить поступки героев, пересказывает произведения по данному плану, участвует в их драматизации, читает стихи; в рисовании может создавать образы
знакомых предметов, передавая
их характерные признаки; может создавать многофигурные
композиции на бытовые и ска-

Список художественных произведений для чтения детям и заучивания с детьми приведен в книге автора «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».

по всем изучаемым лексическим темам.
Развивать конструктивныйпраксис и тонкую пальцевую моторику в работе
с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме, описанию — из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин), выделять и называть части построек, определять их
назначение и пространственное расположение, заменять одни детали другими.
Формировать навык коллективного сооружения построек в соответствии с
общим замыслом.
Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка), работать по
готовой выкройке.
Продолжать учить выполнять поделки из природного материала.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рисование
Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке
образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.
Учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на
листе бумаги, движение фигур и объектов.
Совершенствовать композиционные умения.
Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования
различными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом.
Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Учить
передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством
(Полхов-Майдан, Городец, Гжель) и развивать декоративное творчество.
Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.
Аппликация
Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на
полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовы-

зочные сюжеты; использует
цвет для передачи эмоционального состояния; в лепке создает
образы знакомых предметов или
персонажей; в аппликации создает композиции из вырезанных
форм; знаком с произведениями
народного прикладного искусства, узнает их, эмоционально
на них реагирует; умеет в движении передавать характер музыки, выразительно танцует, поет, участвует в музыкальных
играх, может определить жанр
музыкального произведения; без
ошибок дифференцирует звучание нескольких игрушек, музыкальных инструментов, определяет направление звука, воспроизводит предложенные педагогом ритмы.

вать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т. п. ).
Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.
Лепка
Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной
лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим,
конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению
из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом
характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить
мелкие детали. Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.
Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в
небольшие группы, предавать движения животных и людей.
Знакомить детей с особенностями декоративной лепки, учить лепить людей, животных, птиц по типу народных игрушек.
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и
любовь
к ней.
Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и
современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов.
Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание
Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш),
узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.
Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных
музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).
Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.
Пение
Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Совершенствовать певческие навыки,
умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой

октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко
произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. Продолжать формирование навыков сольного пения.
Музыкально-ритмические движения
Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с
двух- и трехчастной формой музыки. Развивать умение слышать сильную долю
такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных
движений под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг). Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать
их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. Учить пляскам, в которых используются эти элементы.
Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая
последовательность танцевальных движений.
Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и
птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая
их с характером музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах
Отрабатывать навыки игры в ансамбле. Совершенствовать приемы игры на
металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. Учить
точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. Совершенствовать навык самостоятельного инструментального
музицирования.
Воспитатель
Воспитатель по
физкультуре

Физическое развитие

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и
навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей шестого года жизни.
Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и
точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать
навыки ориентировки в пространстве.
Использовать такие формы работы, как игры-соревнования, эстафеты.
Основные движения

Общая и ручная моторика ребенка развиты в соответствии с возрастной нормой, все
движения выполняются в полном объеме, нормальном темпе;
координация движений не нарушена; ребенок ходит прямо,
свободно, не опуская голову,
может пробежать в медленном

Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы на носках, на пятках, на темпе 200 метров; может прыгнаружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, пере- нуть в длину с места на 60 санкатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и
тиметров, отталкиваясь двумя
вправо. Совершенствовать навыки ходьбы в колонне по одному, по двое, по трое,
ногами; умеет бросать мяч от
с выполнением заданий педагога, имитационные движения. Обучать детей ходьбе груди, из-за головы и ловить его
в колонне.
двумя руками; может ходить по
Совершенствовать навыки бега на носках, с высоким подниманием колена,
гимнастической скамейке,
в колонне по одному, по двое, «змейкой», врассыпную, с преодолением препятстудерживая равновесие; может
вий, по наклонной доске вверх и вниз на носках.
лазать по гимнастической стенСовершенствовать навыки ходьбы в чередовании с бегом, бега с различной ке верх и вниз; охотно выполняскоростью, с изменением скорости, челночного бега.
ет гигиенические процедуры,
Ползание и лазание. Совершенствовать умение ползать на четвереньках с знает, что нужно ежедневно гуопорой на колени и ладони; «змейкой» между предметами, толкая перед собой лять, делать зарядку; у ребенка
головой мяч (расстояние 3—4 м), ползания по гимнастической скамейке на живо- сформированы навыки безопасте, на коленях; ползания по гимнастической скамейке с опорой на колени и пред- ного поведения дома, в детском
плечья. Обучать вползанию и сползанию по наклонной доске, ползанию на чет- саду, на улице, в транспорте; в
вереньках по гимнастической скамейке назад; пролезанию в обруч, переползанию мимической мускулатуре двичерез скамейку, бревно; лазанию с одного пролета гимнастической стенки на
жения выполняются в полном
другой, поднимаясь по диагонали, спускаясь вниз по одному пролету; пролеза- объеме и точно, синкинезии отнию между рейками поставленной на бок гимнастической лестницы.
сутствуют; артикуляционная
Прыжки. Совершенствовать умение выполнять прыжки на двух ногах на
моторика в норме, движения
месте, с продвижением вперед. Обучать прыжкам разными способами: ноги скре- выполняются в полном объеме и
стно — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад; перепрыгивать с ноги на точно; переключаемость в норногу на месте, с продвижением вперед. Учить перепрыгивать предметы с места ме; синкинезии и тремор отсутвысотой до 30 см, перепрыгивать последовательно на двух ногах 4—5 предметов
ствуют; саливация в норме.
высотой 15—20 см, перепрыгивать на двух ногах боком вправо и влево невысокие препятствия (канат, мешочки с песком, веревку и т. п.). Обучать впрыгиванию на мягкое покрытие высотой 20 см двумя ногами, спрыгиванию с высоты 30
см на мат. Учить прыгать в длину с места и с разбега; в высоту с разбега. Учить
прыгать через короткую скакалку на двух ногах вперед и назад; прыгать через
длинную скакалку: неподвижную (h=3—5 см), качающуюся, вращающуюся; с
одной ноги на другую вперед и назад на двух ногах, шагом и бегом.
Катание, ловля, бросание. Закрепить и совершенствовать навыки катания
предметов (обручей, мячей разного диаметра) различными способами. Обучать

прокатыванию предметов в заданном направлении на расстояние до 5 м (по гимнастической скамейке, по узкому коридору шириной 20 см в указанную цель:
кегли, кубики и т. п.) с помощью двух рук. Учить прокатывать мячи попрямой,
змейкой, зигзагообразно с помощью палочек, дощечек разной длины и ширины;
прокатывать обручи индивидуально, шагом и бегом. Совершенствовать умение
подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками и с хлопками; бросать мяч о
землю и ловить его двумя руками. Формировать умение отбивать мяч об пол на
месте (10—15 раз) с продвижением шагом вперед (3—5 м), перебрасывать мяч из
одной руки в другую, подбрасывать и ловить мяч одной рукой (правой и левой)
3—5 раз подряд, перебрасывать мяч друг другу и ловить его из разных исходных
положений, разными способами, в разных построениях. Учить бросать вдаль мешочки с песком и мячи, метать предметы в горизонтальную и вертикальную цель
(расстояние до мишени 3—5 м).
Ритмическая гимнастика
Совершенствовать умение выполнять физические упражнения под музыку
в форме несложных танцев, хороводов, по творческому заданию педагога. Учить
детей соотносить свои действия со сменой частей произведения, с помощью выразительных движений передавать характер музыки. Учить детей импровизировать под различные мелодии (марши, песни, танцы).
Строевые упражнения
Совершенствовать умение строиться в колонну по одному, парами, в круг,
в одну шеренгу, в несколько кругов, врассыпную. Закрепить умение перестраиваться из колонны по одному в колонну по два, по три, в круг, несколько кругов,
из одной шеренги в две. Обучать детей расчету в колонне и в шеренге «по порядку», «на первый, второй»; перестроению из колонны по одному в колонну по два,
по три во время ходьбы; размыканию и смыканию с места, в различных построениях (колоннах, шеренгах, кругах), размыканию в колоннах на вытянутые вперед
руки, на одну вытянутую вперед руку, с определением дистанции на глаз; размыканию в шеренгах на вытянутые в стороны руки; выполнению поворотов направо
и налево, кругом на месте и в движении различными способами (переступанием,
прыжками); равнению в затылок в колонне.
Общеразвивающие упражнения
Осуществлять дальнейшее совершенствование движений рук и плечевого
пояса, учить разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; подни-

мать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову; поднимать вверх руки со сцепленными в замок пальцами; поднимать и
опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.
Учить выполнять упражнения для развития и укрепления мышц спины,
поднимать и опускать руки, стоя у стены; поднимать и опускать поочередно прямые ноги, взявшись руками за рейку гимнастической стенки на уровне пояса; наклоняться вперед и стараться коснуться ладонями пола; учить наклоняться в стороны, не сгибая ноги в коленях; поворачиваться, разводя руки в стороны; поочередно отводить ноги в стороны из упора присев; подтягивать голову и ноги к груди, лежа; подтягиваться на гимнастической скамейке.
Учить выполнять упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и
ног; приседать, поднимая руки вверх, в стороны, за спину; выполнять выпад вперед, в сторону, совершая движение руками; катать и захватывать предметы пальцами ног. При выполнении упражнений использовать различные исходные положения (сидя, стоя, лежа, стоя на коленях и др.). Учить выполнять упражнения как
без предметов, так и различными предметами (гимнастическими палками, мячами, кеглями, обручами, скакалками и др.).
Спортивные упражнения
Совершенствовать умение катать друг друга на санках, кататься с горки на
санках, выполнять повороты на спуске, скользить по ледяной дорожке с разбега.
Учить самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой и с выполнением поворотов вправо и влево.
Спортивные игры
Формировать умение играть в спортивные игры: городки (элементы), баскетбол (элементы), футбол (элементы), хоккей (элементы).
Подвижные игры
Формировать умение участвовать в играх-соревнованиях и играхэстафетах, учить самостоятельно организовывать подвижные игры.
ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ
Продолжать закаливание организма с целью укрепления сердечнососудистой и нервной систем с, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме.
Продолжать формировать правильную осанку, проводить профилактику

плоскостопия.
Ежедневно использовать такие формы работы, как утренняя гимнастика,
физкультминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения, спортивные игры на прогулке с использованием спортивного оборудования.
Совершенствовать навыки самообслуживания, умения следить за состоянием одежды, прически, чистотой рук и ногтей.
Закрепить умение быстро одеваться и раздевать, самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, аккуратно складывать одежду.
Продолжать работу по воспитанию культуры еды.
Расширять представления о строении организма человека и его функционировании.
Расширять представления о здоровом образе жизни и факторах, разрушающих здоровье человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Психологическое сопровождение ребёнка
Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение ребёнка на всех этапах коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа проводится с письменного разрешения родителей
(законных представителей).
В своей работе педагог-психолог использует психолого-педагогические технологии:
 игровые;
 групповые;
 личностно-ориентированные;
 здоровьесберегающие;
 ИКТ.
Основная цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями.
Задачи:
1. Развитие адаптивных форм поведения и деятельности;
2. Развитие коммуникативных компетенций;
3. Развитие познавательных компетенций;
4. Охрана психического и физического здоровья ребёнка.
Направления работы педагога-психолога с ребёнком:
1. Психодиагностическая работа;
2. Психокоррекционная и развивающая работа.
Формы организации психокоррекционной и развивающей работы:
-фронтальные;
-индивидуальные.
Методы и приёмы, используемые в работе с детьми:
 Развивающие игры и игровые упражнения (по развитию ППП, произвольной,
эмоционально-волевой сфер, на взаимодействие детей и т.п.);
 Подвижные, настольно-печатные, дидактические игры;
 Элементы массажа, дыхательной гимнастики;
 Релаксационные игры и игровые упражнения;
 Пальчиковые игры и игровые упражнения;
 Игры-имитации, танцы-имитации;
 Игры-превращения;
 Игровые мини-тренинги;
 Кинезиологические игры и игровые упражнения;
 Психологические этюды;
 Продуктивная деятельность;
 Элементы арттерапии, сказкотерапии, изотерапии, музыкотерапии, песочной
терапии, библиотерапии;
 ООД с интерактивным оборудованием в тёмной и светлой сенсорной комнате.
Планы и рабочие программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учётом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка, определяемых в ходе психодиагностического мониторинга с использованием примерных про-

грамм, технологий и пособий, с учётом рекомендаций методистов различных уровней, с дополнением их по своему усмотрению.
Коррекционно-развивающая работа с ребёнком проводится в кабинете педагогапсихолога в соответствии с графиком, разработанным для конкретного ребёнка.
При отборе оборудования, наглядных пособий, учебно-методических и игровых материалов используются принципы:
 Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
 Необходимость и целесообразность отбора;
 Вариативность использования;
 Комплексность и развивающая направленность.
Вся работа с ребёнком строится на принципе командного междисциплинарного сотрудничества всех участников образовательного процесса (взаимосвязь и взаимоподдержка
родителей, специалистов и педагогов: музыкального руководителя, воспитателя по физкультуре, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей).
Взаимодействие с родителями.
Контакт воспитателя, учителя - логопеда (др. специалистов) и родителей осуществляется с первых дней пребывания ребенка в группе: на первом родительском собрании родителя знакомят с результатами психолого-педагогического обследования, а воспитатель анализирует объем усвоения программного материала по разным видам образовательной деятельности.
У некоторых родителей нередко создается впечатление, что недостатки развития со
временем могут исчезнуть без специальной помощи, поэтому важно подчеркнуть, что их исправление или компенсация требует систематической и достаточно продолжительной работы. Так, несвоевременная коррекция речевых недостатков может вызвать проблемы усвоения
письма и чтения, а отсутствие целенаправленной работы по формированию интеллектуальных операций приведет к трудностям усвоения программы и, в целом, будет препятствовать
полноценной готовности к дальнейшему обучению в школе. Наряду с родительскими собраниями рекомендуется приглашать родителей на педагогические занятия (примерно 1 -2 раза
в течение месяца), где родители имеют возможность наблюдать за тем, как занимаются их
дети, какие используются приемы обучения, какие требования применяются к учебе ребенка,
как выполняются специальные коррекционные задания. На протяжении учебного года организуются индивидуальные встречи с родителями, где их знакомят с отдельными приемами
коррекционной работы (постановка звуков, артикуляционные упражнения, специальное
формирование словаря и т. д.). Воспитатель при этом должен уметь грамотно составить педагогическую характеристику на каждого ребенка, определив его позитивные особенности и
те отклонения в интеллектуальном, речевом, эмоциональном поведении, которые требуют
коррекции. Кроме формальных данных о ребенке (фамилии, имя, адрес, состав семьи, жилищные условия), такая характеристика содержит сведения о прохождении его адаптации
при поступлении в детский сад, доброжелательности в общении с окружающими детьми и
взрослыми, поведении на занятиях, предпочтениях в образовательных направлениях, степени
активности на занятиях. Особо отмечается, насколько болезненно ребенок с ОВЗ относится к
своим недостаткам, как сформирована его игровая деятельность, как он решает возникающие
конфликты, бережно ли относится к игрушкам, есть ли проявления агрессии, гиперактивности, насколько опрятен в еде и одежде, как быстро засыпает и насколько спокойно спит.
Ответив одним-двумя предложениями на каждый пункт, воспитатель сможет дать развернутую, грамотную психолого-педагогическую характеристику ребенку.
Очень важно, чтобы руководители, воспитатели, педагоги, персонал учреждений не
рассматривали нарушения развития ребенка с ОВЗ как непреодолимое препятствие в достижении им высоких показателей развития, а понимали то, как можно преодолеть очевидные
барьеры посредством применения новых знаний и технологий.

III. Организационный раздел.
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с
тяжелыми речевыми нарушениями
Название программы

Аннотация

Программа «От рождения до школы» под ред. Я Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой; М. А. Васильевой;
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
«Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у
детей подготовительного возраста».

В программе и методических пособиях раскрываются
методы и приемы работы с дошкольниками по формированию всех видов детской деятельности и способов
усвоения общественного опыта. В методических рекомендациях содержатся приложения, раскрывающие
режим дня в разных возрастных группах, распределение нагрузки между специалистами, примерный алгоритм составления индивидуальной
программы,
работы с ребенком.

Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Коррекция нарушений речи» Программы ДОУ компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи;
Образовательная программа дошкольного образования для детей
с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3
до 7 лет / Автор Н.В. Нищева;
Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной;

Предназначены для дошкольных образовательных учреждений, в которых получают образовательные услуги дети с тяжёлыми нарушениями речи, В Программе
раскрываются направления, этапы, методы и приёмы
работы с дошкольниками по формированию и коррекции всех сторон речи по возрастам и уровням речевого
развития. А также материалы программы могут быть
использованы в диагностических целях и для ослеживания динамики развития, составления индивидуальных программ. Может использоваться учителямилогопедами, педагогами-психологами, музыкальными
руководителями, воспитателями и инструкторами

Индивидуальный режим
инклюзивного
включения ребенка с ОВЗ
в организованную образовательную и воспитательную деятельность
Время Общие режимные моменты
7.00Прием детей на свежем
7.40
воздухе, осмотр, прогулка,
игры,
7-40 – самостоятельная деятель8.00
ность, индивидуальная работа
8.00 - Ежедневная утренняя
- 8.10 гимнастика
8.10самостоятельная дея8.35
тельность, дежурство,
подготовка к завтраку

Понед.

Виды деятельности включаемого ребенка
Вторн
Среда
Четв.
включение в общее игровое
поле, индивидуальная работа

Пятн

включение в общее игровое
поле, индивидуальная работа
Гимнастика (по желанию ребенка)
Трудовая
деятельность по обеспечению навыков самообслуживния,включение в общее игровое поле, коммуникативный тренинг

8.35 –
8.50
8.509.00
9.00 –
9.20
9.35 –
10.00

Завтрак, воспитание
культуры еды.
Игры , самостоятельная
деятельность, индивидуальная работа
Образовательная деятельность с учетом индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и
интересов (общая длительность, включая перерывы)

реализация санитарно-гигиенических навыков
Игры, (включение в общее игровое
поле в сопровождении воспитателя), индивидуальная работа,
Организованная образовательная деятельность
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Разв.речи
ФЭМП
ФЦКМ
Чт. х/лит.
Логика
9.00 – 9.20 9.00 – 9.20
9.00 –
9.00 – 9.20
9.00 – 9.25
9.20
Физк-ра
Музыка
Физк-ра Худ.творчФизк- ра
9.40 – 10.05 9.45 – 10.10 на улице во (рис.)
10.10 – 10.35
12.00 –
9.35 – 10.00
12.25
Индивидуальная работа:Познава
тельное
развитие

9.209.40

Игры, самостоятельная
деятельность, подготовка к образовательной
деятельности в течение
перерывов

10.0010.10
10.35.
-10.50
10.50
–
12.25
12.2512.40

Второй завтрак

12.40
-13.00
13.0013.10

Обед, воспитание культуры еды.
Подготовка ко сну

13.1015.10
15.1015.25

Дневной сон.

15.25

Подготовка к прогулке,
прогулка (игры, наблюдение, труд)
Возвращение с прогулки
,игры, подготовка к обеду.

Постепенный подъем,
оздоровительные и
гигиенические процедуры, подготовка к полднику
Полдник, воспитание

Индивидуальная работа
: Художественно - эстетическое
развитие/
Рисование
Динамическая перемена (включение в общее игровое
поле в сопровождении воспитателя)

прием пищи, воспитание культуры еды
трудовая
деятельность по обеспечению навыков самообслуживания
Познавательная деятельность, поисковая деятельность, коммуникативная деятельность , двигательная деятельность, трудовая деятельность, все виды игр
Трудовая
деятельность по обеспечению навыков самообслуживания, трудовая деятельность по подготовке к приему пищи, реализация санитарно-гигиенических навыков
прием пищи, воспитание культуры еды
Трудовая деятельность по подготовке ко сну, реализация и закрепление санитарно-гигиенических - навыков. Закрепление навыков
раздевания (воспитатель)
Дневной сон
Трудовая деятельность по уборке спального места,
реализация санитарно-гигиенических навыков, закрепление навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков
прием пищи, воспитание культуры еды

-15.45
16.00
16.25

15.40-17.05

17.05
–
17.15
17.1518.20

18.20
–
18.30
18.30
-18.45
18.45
–
19.00

культуры еды.
Организованная образовательная деят-ть

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Лепка/аппликац
ия
16.00 –
16.25

Худ.творво(рис.)
16.00 –
16.25

Констр.
деят./
худ.труд
16.00 –
16.25

Музыка
16.00 –
16.25

Пт.

Игры, самостоятельная
игровая деятельность,
индивидуальная работа
по закреплению образовательных областей,
чтение худ.литературы,
подготовка к прогулке

Игра, поисковая и проектная, художественно- эстетическая, трудовая деятельность

Прогулка (игры, наблюдение, труд)

Познавательная деятельность, поисковая деятельность, коммуникативная деятельность , двигательная деятельность, трудовая деятельность, все виды игр
Трудовая деятельность, поисковая деятельность, все виды игр
Трудовая
деятельность по обеспечению навыков самообслуживания, трудовая деятельность по подготовке к приему пищи, реализация санитарно-гигиенических навыков
прием пищи, воспитание культуры еды

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность, подготовка к ужину
Ужин

трудовая
деятельность по обеспечению навыков самообслуживания

Игры, самостоятельная
Игровая деятельность, реализация и закрепление навыков самообдеятельность, уход дослуживания
мой
Примечание: время ООД может сдвигаться в связи с распределением времени ООД в физкультурном и музыкальном зале в соответствии с распределением объёма образ. нагрузки в
блоке совместной деятельности взрослых и детей за счёт самостоятельной деятельности.

Организация предметно-развивающей среды(оборудование)
Предметно-развивающая среда строится в соответствии с «Концепцией построения
предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
При организации среды учитываются:
·
возрастные особенности развития детей;
·
уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
·
индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
·
динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их
запросами;
·
использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
В детском саду предметно-развивающая среда для ребенка с ОВЗ состоит из следующих помещений:
·
комната для раздевания и ожидания родителями;
·
комнаты для занятий и игр

·
·
·
·

комната для сна
физкультурный и музыкальный зал
кабинет педагога - психолога
кабинет учителя - логопеда

Функциональное назначение помещений, составляющих предметно-развивающую среду для ребенка с ОВЗ
Помещение

Применение

Раздевалка для детей и взрослых

Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания);
формирование навыков раздевания и одевания, самообслуживания и т.п.
Материал, необходимый для работы родителей с детьми дома (потешки, песенки,
стихи); групповые правила, режим работы,
расписание занятий).
Наглядный информационный материал для
родителей (советы психолога, консультации
специалистов по вопросам воспитания и
обучения детей).
Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др.
Дневной сон, гимнастика после сна, трудовая деятельность по уборке спального места,реализация санитарно-гигиенических навыков, закрепление навыков одевания
Развитие двигательной активности детей,
обучение навыкам правильной ходьбы и
другим видам основных движений, развитие
крупной и мелкой моторики, координации
движений.Развитие эмоциональной сферы
ребенка, формирование эстетического вкуса
через использование различных видов и
форм организации музыкальной деятельности.
Индивидуальная и подгрупповая работа
учителя-логопеда.
Занятия подгрупповые и индивидуальные
педагога-психолога.

Комната для игр и занятий

Спальное помещение

Физкультурный и музыкальный зал

Кабинет педагога - психолога
Кабинет учителя -логопеда



Список использованной литературы
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят 29 декабря 2012г., №273-Ф3.
http7/www.rg.ru/?01 ?/1 ?/30/obrazovanie-dok.html
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

http://www.rg.ni/2013/l l/25/doshk-standart- dok.html
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организации""
http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html
4. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей- дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г.Приходько и др.- М.: ГБОУ
ВПО МГПУ, 2014. -102с.
https://mgpu.ru/materials/file/3materials.pdf
5.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных
учреждениий / Под ред. Т.В.Волосовей, Е.Н.Кутеповой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.144с.
6.Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной
среде детей с нарушениями интеллектуального развития: Методические рекомендации /
Авт.-сост. Ю.В. Афанасьева А.А. Еремина, Е.Н. Моргачева. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н.
Кутеповой' - М.: РУДН, 2008. - 92 с.
7.. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
8.«Примерная адаптированная основная образовательная программа для до-школьников с
тяжелыми нарушениями речи» / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г.
Голубева и др.; Под.ред. проф. Л. В. Лопатиной;
9.Материалы курса «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы»: лекции 110. Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы. Сост. Н.В. Нищева – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 320 с.:
11.Ю.Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка трёх лет. Москва, Эксмо,2003
12.Ю. Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка четырёх лет. Москва, Эксмо,2003
13.Ю. Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка пяти-шести лет. Москва,
Эксмо,2007
14.С.В.Крюкова,Н.П.Слободеняк. Удивляюсь,злюсь,боюсь,хвастаюсь и радуюсь. Москва,
Генезис,2000г.
15.И.А.Пазухина . Давай познакомимся (тренинговое развитие и коррекция эмоционального
мира дошкольников 4-5 лет. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.


Наверх

Благодарственное письмо

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».