25.04.2023
1.Музыкальные игры как вид музыкально-ритмических
движений
Музыкально – ритмические движения –
это, в первую очередь, восприятие музыки детьми, ее осмысление, а также
выражение своих впечатлений от музыки по средством образного,
эмоционально-насыщенного движения.
Музыкально – ритмическая деятельность, привлекает
детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить
отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется
естественная потребность детей в движениях. Музыка пробуждает у детей светлые и
радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и легких
движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов
Музыкально – ритмические движения делятся на
следующие виды:
-музыкально-ритмические упражнения;
-танцы, пляски, хороводы;
-музыкальные игры.
В музыкально – ритмических упражнениях предварительно
разучиваются отдельные виды движений. Дети учатся ритмично, не принужденно
выполнять подскоки с ноги на ногу, подпрыгивать на двух ногах, прямой галоп и
так далее. В дальнейшем эти движения служат средством выразительной передачи
музыкальных образов, персонажей.
Следующий вид музыкально – ритмических движений: танцы, пляски,
хороводы. К таким движениям относят пляски разного жанра: с элементами
народного, бального танцев, хороводных построений. Такие пляски и хороводы
могут придумывать сами дети, используя знакомые элементы танцев.
Последний вид музыкально – ритмических движений: музыкальные игры.
Игры под музыку развивают у детей дошкольного возраста чувство ритма,
способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении
различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и
замедление, динамику – усиление и ослабление звучности, характер мелодии,
строение произведения.
В музыкальном воспитании детей дошкольного
возраста традиционно используются следующие виды музыкальных игр:
– сюжетные музыкальные игры с пением,
осуществляемые в образных движениях;
– не сюжетные, которые разыгрываются
по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения;
2.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЯХ В ДОО
2.1. Коммуникативные игры с
музыкально-ритмическими движениями для детей дошкольного возраста
Ребенок в ДОО постепенно овладевает
социальным опытом через эмоциональное общение с взрослыми, детьми, через
предметы, окружающие его, через игрушки, речь, а также через музыкальные игры.
Коммуникативные игры с
музыкально-ритмическими движениями – это игры с использованием музыки, основной
задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные
отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их
индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха,
танцевального творчества детей.
Через коммуникативные музыкальные игры
эффективно реализуются следующие задачи:
1. Развитие динамической стороны общения:
лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со
сверстниками.
2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности
и выразительности невербальных средств общения.
3. Уверенность в себе
Коммуникативные игры с музыкально – ритмическими движениями это, в
основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального
общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и
так далее.
Ценность коммуникативных музыкальных игр в
том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют
себя не уверенно в детском коллективе.
Подобные игры построены в основном на
жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к
другу, то в целом они реализуют положительные, радостные эмоции. Тактильный
контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию
доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального
микроклимата в детской группе.
Использование коммуникативных игр с
музыкально-ритмическим движениями открывает у ребенка возможность видеть
и понимать себя, своих друзей. Это помогает ребенку сделать первые шаги на пути
познания законов человеческого общения.
Компоненты коммуникативного танца просты:
шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно
прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры.
Поскольку музыка повторяется много раз,
дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся
часть. В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться
понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности
вступить в контакт, эмоциональный настрой
В зависимости от используемых видов
движений, музыкально-коммуникативные игры можно разделить на 4 группы:
-Игры-приветствия
-Игры массажи
-Игры с танцевальными движениями
-Игры с ритмическими движениями
Игры-приветствия
Игры-приветствия помогают сосредоточить
внимание детей, настроить на совместную групповую деятельность. Приветствие
представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам
почувствовать свою значимость для группы.
«Платочки» (средний возраст)
Цель: развитие выразительности движений,
зрительно-двигательной координации, легкости при вступлении в контакт
друг с другом.
Ход игры: Дети стоят врассыпную, у каждого в руках
платочек. Под лёгкую музыку дети двигаются по залу и поют песенку: Я иду, иду,
иду. Друга я себе ищу. Останавливаются перед выбранным ребёнком и поют:
Здравствуй, здравствуй дорогой, рад я встретиться с тобой.
Каждый берётся за кончик платочка своего
друга, сгибает руки в локте и под музыку делают движение, имитируя «пиление
дров», поют песенку: Здравствуй моя радость, потанцуем в сладость, мы танцуем
хорошо, Попрощаемся легко. Идут, ищут новую пару [
«Здравствуй» (старший возраст)
Цель: развитие дружеских отношений в группе,
общения между детьми.
Ход игры: Дети двигаются в двух концентрических
кругах. Все движения в танце сопровождаются словесным комментарием. Дети стоят
в круге. Слова и движения в данной игре звучат и выглядят так: весело шагают,
ножки по дорожке, приведут к дружочку маленькие ножки (маршируют в
противоположные в стороны). Припев: Здравствуй, здравствуй, друг хороший
мой на носочках покружимся с тобой.
Крепко-крепко обнимемся сейчас. И в дорогу
отправимся тот час (поворачиваются друг к другу, образуя пары, пожимают правую
руку, движения по тексту).
Мы галопом скачем прямо по дорожке.
Приведут к дружочку маленькие ножки. Припев: тот же (двигаются, прямым
галопом по кругу останавливаются, образуя новую пару). Побежали быстро ножки по
дорожке, приведут к дружочку маленькие ножки. Припев: тот же (движения
припева те же легкий бег на носочках)
Здравствуй, дружочек,
здравствуй, дружок!
Встанем с тобою мы вместе в кружок.
Дружно по кругу с тобою пойдем,
Здороваться вместе начнем!
Здравствуйте, здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп!
Здравствуйте, здравствуйте, ножки! Топ, топ!
Здравствуйте, наши ладошки! Хлоп-хлоп!
Здравствуйте, наши коленки! Шлеп-шлеп!
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!
Галопом поскачет наш дружный кружок
Легкие ножки по кругу бегут,
На месте стоять не дают.
Здравствуйте, круглые щечки! Пух, пух!
Здравствуйте, ноготочки! Стук, стук!
Здравствуй, веселый мой носик! Шмыг, шмыг!
Ножки-пружинки, привет! Прыг, прыг!
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок!
Быстро закружится ровный кружок.
Резвые ножки быстро бегут,
И остановятся тут.
Мы улыбнемся друг другу с тобой.
Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной!
Солнцу, привет! Небу, привет!
«Здравствуйте!» — слышим в ответ.
ИГРА «У
окошка мы сидели»
Дети стоят
парами друг к другу по кругу и выполняют движения согласно тексту песни, в
конце куплета пары обнимаются и затем на проигрыш меняются- мальчики на месте, а девочки
продвигаются к следующему рядом стоящему
мальчику.
У окошка мы
сидели ( палец указательный на щеке)
и в окошечко
глядели. (рука козырьком)
Друг в
окошко постучал (стучат в воображаемую дверь)
и играть
меня позвал. (машут руками к себе)
Открываю
двери я, (рукой движение наружу)
Мы такие с
ним друзья. (обнимаются)
Коммуникативная
песня-игра «Здравствуй, друг!»
Вступление
и проигрыш: Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу
1 куплет: Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга
Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки 2 куплет: Зашагали ножки прямо
по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят нового друга – пару
Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки 3 куплет: Зашагали ножки прямо
по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят нового друга – пару
Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
Музыкальные игры-массажи
Музыкальные игры-массажи построены на
тактильных ощущениях, исполняются в парах, дети договариваются, кто первый
делает массаж под музыку, таким образом, развиваются коммуникативные умения
детей.
Игровой массаж обеспечивает сенсорное
развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание
текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки.
Массаж спины «Рельсы – рельсы» (средний возраст)
Цель: оказывает общеукрепляющее воздействие,
коммуникативные умения.
Ход игры: Рельсы, рельсы (проводим одну, потом
другую линии вдоль позвоночника). Шпалы, шпалы (проводим поперечные линии).
Ехал поезд запоздалый («едем» ладонью по спине). Из последнего вагона (стучим
по спине пальцами обеих рук). Вдруг посыпался горох. Пришли куры, поклевали
(стучим указательными пальцами). Пришли гуси, пощипали (слегка пощипываем
спинку).
Пришел слон, («идем» по спине тыльной
стороной кулаков). Пришла слониха («идем» кулаками, но с меньшим усилием).
Пришел маленький слоненок («идем» тремя пальцами, сложенными в щепоть).
Пришел директор магазина («идем» по спине
двумя пальцами). Все разглядел, все посчитал (поглаживаем спину ладонями
вверх-вниз). Поставил стол (изображаем стол кулаками – ставим его на одну из
лопаток). Стул (стул изображаем двумя пальцами – ставим его на другую лопатку).
Печатную машинку (изображаем пальцем) [21].
Массаж «Рисунок на спине» (старший возраст)
Цель: развитие кожной чувствительности,
способности различать тактильный образ, развитие коммуникативных умений.
Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один ребёнок
встаёт первым, другой – за ним. Ребенок, стоящий сзади, рисует указательным
пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок,
кораблик, снеговика и т.д.). Ребенок должен определить, что нарисовано. Затем
дети меняются местами
Игры с ритмическими движениями
Ценность коммуникативных игр с
ритмическими движениями в том, что они способствуют повышению самооценки у тех
детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку
подобные игры построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском
обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом
они воспроизводят положительные, радостные эмоции.
«У меня, у тебя» (средний возраст)
«Найди дружочка»
Цель: развитие динамической стороны общения:
легкости вступления в контакт, готовности к общению.
Ход игры: Все движения в игре сопровождаются словесным
комментарием. Дети стоят в круге. Слова и движения в данной игре звучат и
выглядят так: У меня, у тебя красивые ручки, у меня, у тебя красивые
ножки, (показывают руками на себя, затем на партнера ладошки открыты в
сторону партнера, двигаются, вправо-влево показывают руками на себя,
затем на партнера выставление ног на пяточку поочередно).
Затем начинается припев: мы с
тобой ручками хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, мы с тобой ножками топ, топ,
топ, топ (руки на поясе, наклоняются вправо-влево, по 1 разу в каждую сторону
хлопают в ладоши руки на поясе, наклоняются вправо-влево по 1 разу в каждую
сторону топают, руки на поясе). У меня, у тебя красивые глазки, у меня, у тебя
красивые щечки (Припев тот же). Кружатся парами, показывают руками на себя,
затем на партнера дотрагиваются пальчиками до внешних уголков своих глаз
и качают головой [11].
«Зеркало» (старший возраст)
Цель: развитие невербальных средств общения,
внимательности, интереса друг к другу.
Ход игры: Дети делятся на пары. Один ребенок в паре
– это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в
паре.
Затем они меняются местами. Это не так
просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать
от другого ребенка! Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет
играть в эту игру и с группой детей.
Дети стоят в линию, а водящий находится
перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно
за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально,
то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую
руку)
«Веселая сороконожка» (старший возраст)
Цель: развитие коммуникативных умений,
координации движений, внимания, наблюдательности.
Ход игры: Все дети должны встать друг за другом и
положить руки на плечи впереди стоящего. Ребенок, который окажется первым,
будет направляющим и водящим. Ребята должны наблюдать за водящим и идти за ним.
С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с
этим заданием, его можно усложнить.
Ведущий может показывать не только
направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на
одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь
манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием,
выбывают из цепочки
«Лавата» (старший возраст)
Цель: развитие общения между детьми, легкости
вступления в контакт.
Ход игры: Дети, стоя в кругу и не держась за
руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе текста – в
другую сторону, произнося: Дружно танцуем мы, тра-та-та, тра-та-та, танец
любимый наш – это лавата. Ведущий говорит: «Мои пальчики хороши, а у соседа
лучше». Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова, двигаясь то вправо,
то влево. Затем поочередно водящий дает другие задания: мои плечи хороши, а у
соседа лучше. Мои уши хороши, а у соседа лучше. Мои щеки хороши, а у соседа
лучше. Моя талия хороша, а у соседа лучше. Мои коленки хороши, а у соседа
лучше. Мои пятки хороши, а у соседа лучше. Дети соответственно дотрагиваются до
плеч (ушей, щек, талии, коленок, пяток) соседа справа и слева
Игры с танцевальными движениями
Наиболее
популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются игры с танцевальными
движениями, чаще сопровождающиеся сменой партнеров. Движения и фигуры в
них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих
танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их
запоминание.
«Буги-вуги» (старший
возраст)
Цель: развитие воображения, импровизации,
воспитываются дружеские взаимоотношения.
Ход игры: Все движения в игре сопровождаются
словесным комментарием. Дети стоят в круге. Слова и движения в данной игре
звучат и выглядят так: Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом ее вперед
и немного потрясем. Мы танцуем «Буги-вуги», поворачиваясь в круге, и в ладоши
хлопаем вот так… Раз, два, три! Буги-вуги, хорошо! Буги-вуги, хорошо! – (дети
хлопают, берутся за руки и идут к центру, поднимая большой палец. Буги-вуги,
хорошо! Мы танцуем все легко!
Игра повторяется несколько раз, при этом
изменяются слова, и движения в первой его части: «руку левую вперед…», «ногу
правую, затем левую», «плечо правое, плечо левое», «ухо правое, ухо левое»,
«бедро правое, бедро левое»
«Снежок» (старший возраст)
Цель: развитие слухового внимания, двигательную
активность, коммуникативных умений.
Ход игры: дети встают в круг передают из рук в руки
3 – 4
снежка и поют: Встанем мы скорей в кружок, по рукам пойдет снежок, у кого
снежок замрет, тот сейчас плясать пойдет. Дети, подняв снежок над головой,
скачут поскоками по кругу, все хлопают. Игра продолжается
Коммуникативные игры с
музыкально-ритмическими движениями можно использовать в самых разнообразных
формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в
праздниках, развлечениях и так далее, так как разучивание игр не занимает много
времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но
обязательно уже с новым партнером).
Таким образом, основной задачей данных игр является включение детей дошкольного
возраста в межличностные отношения.
Использование коммуникативных игр с
музыкально-ритмическими движениями открывает у ребенка возможность видеть и
понимать себя, своих друзей, сделать первые шаги на пути познания законов
человеческого общения.
В несложных, но веселых и подвижных танцах
– играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, оттого,
что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить.
Классификация игр проведена с учетом видов
движений, возрастных особенностей, что поможет музыкальным руководителям
и воспитателям в организации планомерного и систематического развития
коммуникативных качеств ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникативные
умения – это осознанные коммуникативные действия детей и их способность
правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами
общения.
Коммуникативные умения представляют собой
способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее
рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.
Коммуникативные умения рассматриваются как
часть культуры речи дошкольников, включающая осознанное усвоение выразительно–
изобразительных средств речи и уместное их использование в собственных
высказываниях в процессе общения, установления способов установления отношений
между людьми.
В музыкальном воспитании детей дошкольного
возраста используются следующие виды музыкальных игр: сюжетные не сюжетные,
музыкальные игры с пением, пальчиковые и хороводные игры с пением.
Музыкальные игры как один из видов
музыкально-ритмических движений погружают ребенка в мир сказочных персонажей,
знакомит с народными традициями, помогают сформировать музыкально-ритмические и
двигательные навыки, а также содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости
ребенка на музыку, развивают музыкальный слух, память, ритм.
Коммуникативные игры с
музыкально-ритмическими движениями – это игры с использованием музыки, основной
задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные
отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их
индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, танцевального
творчества детей.
Использование коммуникативных танцев
открывает у ребенка возможность видеть и понимать себя, своих друзей. Это
помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов человеческого
общения.
В несложных, но веселых и подвижных танцах
– играх дети получают радость от самого процесса движения под музыку, оттого,
что у них всё получается, от возможности себя выразить, проявить.