21.11.2022
Цель работы по ОБЖ – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Нельзя брать ножи и острые предметы, иначе я обрежусь и мне будет больно» и т.п.;
4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
Эти общие задачи делятся на ряд конкретных задач:
1.Формирование и расширение представлений о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем.
2.Знакомить детей с правилами дорожного движения и безопасности на улице.
3.Учить безопасности детей в быту.
4.Объяснить правила общения с животными.
5.Учить детей правильно вести себя с чужими людьми.
6.Обогащать представления детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.
7.Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания помощи. Ит.д.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.
Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:
• «Ребенок дома»;
• «Ребенок и природа»;
• «Ребенок на улице»;
• «Ребенок в общении с людьми»;
• «Социально-эмоциональное развитие».
При разработке системы используются принципы:
-Принцип полноты: Содержание занятий и других видов деятельности должно быть реализовано по всем разделам.
-Принцип системности: Работа должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течении дня на каждом возрастном этапе
-Принцип сезонности: При ознакомлении детей с природой учитывать местные условия.(региональный компонент)
-Принцип возрастной адресованности: При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.
-Принцип преемственности: Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
-Принцип повторения: - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств.
В работе используются различные методы, включая:
• Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
• Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
• Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
• Применение видеоматериалов;
• Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.
- Используются разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
Эффективность системы работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности в различных опасных ситуациях.
Как показывает опыт работы и итоги обследования детей, к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими действиями (высокий уровень усвоения наблюдается у 62% детей).
Данная система способствует образованию детей. И это подтверждают слова К. Д. Ушинского, который писал, что:
«-Образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни,
-уменьшает число причин страха,
- дает возможность измерить опасность и определить ее последствия,
-уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа детском саду. Крайне важно начать ее вовремя, нельзя упускать драгоценное время. Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2022
Дата обновления: 21.11.2022
Дата публикации: 21.11.2022